ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Лобова Г.Н. Статья в формате PDF 99 KB

Перспективы развития российской экономики основаны исключительно на инновационных технологиях. В основе каждой инновационной технологии лежит новый результат научно-исследовательской деятельности (НИД). Такие результаты получают только специалисты с высшим образованием. Поэтому система высшего профессионального образования (ВПО) призвана обеспечить подготовку будущих специалистов, способных самостоятельно решать принципиально новые задачи профессиональной деятельности.

Система ВПО сегодня готовит бакалавров, магистров и специалистов для будущей профессиональной деятельности. Государственные образовательные стандарты ВПО для каждого вида подготовки включает обязательное требование, направленное на умение выпускника выполнять НИД. Объем предъявляемого требования разный, т.к. зависит от вида подготовки. Возникает ключевая проблема: как при хроническом недофинансировании системы ВПО из каждого студента-первокурсника в условиях массового и непрерывного обучения подготовить будущего специалиста, умеющего оперативно и качественно выполнять НИД, результаты которой эффективно осваивать в инновационных технологиях [1]? Отметим, что подготовку студентов к НИД осуществляют преподаватели, которые в условиях невысокой зарплаты вынуждены подpaбатывать, что существенно сокращает время на выполнение научной работы, выполняемой, как правило, в инициативном порядке.

Традиционно решение поставленной проблемы осуществлялось с помощью системы НИРС, но она не носит массового хаpaктера, к тому же, сильно пострадала в период перестройки.

Для того чтобы подготовить студентов к выполнению НИД, необходимо в высшей школе создать соответствующие педагогические условия, которые разделим на внешние и внутренние. Внешние условия включают обеспечение вузов заказами НИР и НИОКР, снабжение современной научно-исследовательской технической базой, повышение преподавателями научной профессиональной и педагогической квалификации. Создание таких внешних условий позволит при ведущей роли преподавателей в совместной деятельности со студентами направлять усилия субъектов педагогического процесса на решение обозначенной проблемы в ходе выполнения НИР и НИОКР.

Внутренние педагогические условия содержат систему элементов, служащую развитию в личности студентов профессиональных исследовательских качеств. Перечислим основные, на наш взгляд, элементы. Во-первых, главным элементом является специальное непрерывное развитие интеллектуальных и творческих способностей, т.к. именно творческие способности лежат в основе нахождения решения новой задачи. Во-вторых, ввести в содержание учебного процесса дисциплину «Основы научных исследований». Сейчас введение этой дисциплины носит рекомендательный, а не обязательный хаpaктер. В-третьих, качественно освоить содержание дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. В-четвертых, внедрить в содержание обучения разработанную модифицированную SADT-технологию исследовательской деятельности, доказавшую эффективность в становлении будущего специалиста [2-4]. Она «ведет» исследователя в поиске решения к получению однозначного ответа на поставленный вопрос. В-пятых, усилить гуманитарную составляющую обучения в подготовке будущего специалиста. Особенно такая подготовка имеет крайне важное значение для студентов инженерных специаль-ностей.

Создание перечисленных необходимых внешних и внутренних условий обеспечит подготовку требуемого компетентного специалиста, способного к инновационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лобова Г.Н. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности - основа инновационного общества // Научное обозрение. - 2008. - №4. - С.105 - 108.
  2. Лобова Г.Н. SADT-технология исследовательской деятельности: Монография. - Омск: ОмГТУ, 2006. - 108 с.
  3. Лобова Г.Н. SADT-технология проектирования деятельности // Научная жизнь. - 2008. - 2008. - № 4. - С. 98 - 108.
  4. Лобова Г.Н. Влияние SADT-технологии на исследовательские качества личности студентов // Вестник развития науки и образования. - 2008. - № 4. - С. 98 - 105.


ПИВЕНЬ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ПИВЕНЬ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 71 KB...

09 10 2024 0:21:19

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер. ...

06 10 2024 3:58:44

ВЛИЯНИЕ ОЗОНА НА ЧАСТОТУ АБЕРРАЦИЙ ХРОМОСОМ У СЕМЯН ПШЕНИЦЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ЕГО ЭКСПОЗИЦИИ

ВЛИЯНИЕ ОЗОНА НА ЧАСТОТУ АБЕРРАЦИЙ ХРОМОСОМ У СЕМЯН ПШЕНИЦЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ЕГО ЭКСПОЗИЦИИ При  изучении  влияния  озона  на  частоту  аберраций  хромосом  у  семян  пшеницы  различных  сортов,  хранившихся  в  условиях  озона  разные  сроки,  была  выявлена  зависимость  его  цитогенетического  воздействия  от  времени  экспозиции. ...

02 10 2024 7:24:51

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛАЗЕРНОЙ МИОСТИМУЛЯЦИИ

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛАЗЕРНОЙ МИОСТИМУЛЯЦИИ Статья в формате PDF 104 KB...

14 09 2024 13:37:34

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

13 09 2024 0:17:34

Концепт «удача» в русских и китайских песнях

Концепт «удача» в русских и китайских песнях Статья в формате PDF 312 KB...

11 09 2024 13:45:48

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРИОМЕДИЦИНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРИОМЕДИЦИНЫ Статья в формате PDF 129 KB...

02 09 2024 11:27:31

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::