ПРИМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)

Абрамов В.К. Статья в формате PDF 136 KB

Научно-технический прогресс, стимулируя все виды человеческой деятельности, предъявляет резко возрастающие требования к оптимизации интерперсонального и персонального мышления. От этого, а значительной степени зависит интенсификация общественной жизни в целом и научной сферы в частности. Одна из возможностей оптимизации научного мышления заключается в быстроразвивающейся математизации наук. Прежде всего, следует отметить внедрение в терминологию общественных наук (естественные уже давно развиваются в тесной связи с математикой) емких и однообразных математических символов, понятий, а в методику исследований - математических приемов и моделей, описывающих сложные явления. Оперирование такими понятиями и моделями интенсифицирует процесс мышления как в плане меньшей затраты интеллекта на получение конечного результата, так и в плане сокращения времени, поскольку обычно позволяет значительную часть утомительной и однообразной работы передать ЭВМ. Математизация приводит также к конкретизации понятий и в итоге вносит большую ясность в посылки и выводы общественных наук. Кроме того, количественные методы открывают новые пути познания процессов и явлений, ранее недоступные традиционным описательным методам.

Внедрение количественных методов в гуманитарные науки, вместе с освоением компьютеров, называемым ныне информатизацией, началось в Мордовском госуниверситете в 1962 г., когда на математическом факультете была установлена ЭВМ первого поколения «Минск-1». В 1985 г. по приказу Министерства высшего образования Мордовский университет в числе прочих начал массовое обучение информатике преподавателей, в т.ч. гуманитарных факультетов. В том же 1985 г. для студентов-историков был введен обязательный спецкурс, вести который было поручено автору этих строк, окончившему кроме исторического и технический факультет. Ориентировочной программой и руководством для преподавателя сначала служило учебное пособие «Количественные методы в исторических исследованиях» под ред. И.Д. Ковальченко (М.: Наука, 1984), а студентам в качестве дополнительной литературы рекомендовался учебник Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. «Основы теории вероятностей и математической статистики» (М.: Статистика, 1968). Позднее преподавателем были выпущены собственные учебные пособия: «Математические методы в исторических исследованиях» (Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1988.- 95 с.); «Корреляционный анализ в исторических исследованиях» (Там же, 1990.- 84 с.); «Количественный анализ в исторических исследованиях» (Там же, 1996.- 248 с.), которые, по мнению автора, благодаря процедурно-пpaктическому изложению материала, более подходили студентам- гуманитариям, имевшим, как правило, математическую подготовку лишь в объеме средней школы. Последнее пособие оказалось наиболее удачным и получило рекомендацию НМС классических университетов Российской Федерации.

Следует отметить, что указанный курс был введен и на других отделениях Историко-социологического института Мордовского университета, где сначала его вели математики. Но оказалось, что их материал и учебники довольно сложны для гуманитариев и постепенно последние стали переходить на указанные пособия. В настоящее время автор читает курсы и рекомендует указанные пособия не только историкам, но и регионоведам, психологам, социальным работникам. Общая нагрузка составляет 58 часов, но на разных отделениях соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы может меняться.

Стандартная программа курса показана в таблице 1.

Иногда, если освоение материала идет успешно, слушатели знакомятся также с информационным и факторным анализом. Как показывает пpaктика, студенты все увереннее начинают применять количественные методы в курсовых и дипломных работах. В научных исследованиях, на кафедре новейшей истории народов России университета, эти методы применяются уже давно и довольно успешно. Например, методы оценки совокупностей с помощью средних величин и показателей вариации позволили сделать вывод о меньшей социальной дифферениации и более высоком жизненном уровне мордвы по сравнению с другими народами Поволжья.

Таблица 1. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная

работа

 Лекции

Семинары

 

 

 

 

1.

Количественные и описательные методы. Методология применения количественных методов

4

1

1

2

2.

Принципы измерения

6

2

2

2

3.

Методы группировки

6

2

2

2

4.

Средние величины

6

2

2

2

5.

Показатели вариации

6

2

2

2

6.

Стандартизация

8

2

2

4

7.

Графические методы

6

2

2

2

8.

Выборочный метод

8

2

2

4

9

Регрессия и корреляция

8

2

2

4

 

Всего

58

17

17

24

Регрессионный анализ зависимости численности местного населения от количества используемой им земли привел к интересному выводу, что при надельной форме землепользования устанавливается прямо пропорциональная связь между численностью крестьянских семей и их благосостоянием. Видимо, такая зависимость хаpaктерна для общинного землепользования вообще и является сильнейшим стимулом к повышению рождаемости и выживанию народов с подобной формой общежития.

Поскольку в исторических исследованиях точные числовые данные часто труднодоступны или отсутствуют вообще определенную сферу применения нашли методы ассоциации, контингенции, корреляции рангов. Так, методом ассоциации было установлено, что темпы организации комбедов в Пензенской губернии не зависели от национального состава населения волостей и сел. Корреляция рангов показала, что в 1905-1907 гг., коэффициент корреляции между количеством земли, используемой крестьянами и участием последних в волнениях составлял r = -0.5; в то время как в 1917 г. r = -0,9, т.е. в начале 20 в. бунты крестьян меньше определялись их землевладением и т.д.

Особенно большие возможности открываются при использовании количественных методов в антропологических исследованиях Поволжья. В этой сфере они впервые были использованы в связи с изучением антропологических различий эрзян и мокшан - основных субэтнических подразделений мордовского народа. Сравнение эрзянских, мокшанских и русских групп сначала шло по классическиму критериям согласия и серий широко применяемым в антропологическом аппарате. Критерий серий показал высокую степень однородности мокшанских и эрзянских групп по всем приведенным показателям. Результаты сравнения мордовских групп с русскими и между собой по критериям согласия и случайности свидетельствуют о существенных антропологических различиях между мордвой и русскими

Проведенный на основе антропологических параметров кластерный анализ трех мордовских (Мокшане, Терюхане, Эрзяне), четырех русских (Верхне-волжские, Донсурские, Северо-восточные, Средневолжские), а также по одной группе горных марийцев, татар и чувашейдал следующие результаты:

К1 - на пороге 1,95 произошло объединение горных марийцев и северных чувашей;

К2 - на рубеже 2,97 объединились мокшане и эрзяне;

К3 - порог объединения донсурской и верхне-волжской русских групп достиг 3,25;

К4 - на уровне 3,37 в одну группу вошли татары, чуваши, горные марийцы, а также средне-волжские и северо-восточные русские;

К5 - на рубеже 4,45 объединились К2 и К3, т.е. мокшане, эрзяне с донсурским и верхневолжским русским населением;

К6 - на пороге 5,22 к К5 присоединились терюхане;

К7 - полное объединение всех групп произошло на уровне 6,03.

Этот кластерный анализ показал, что народы Среднего Поволжья, существенно различаются по антропологическим типам, причем последние примерно совпадают с распределением населения по языковым группам. Была подтверждена, выявленная ранее традиционными методами, однородность мордвы, донсурских и верхневолжских русских групп. Исключением является соединение в одном кластере финноязычных горных марийцев и тюркоязычных чувашей, которые представляют собой пpaктически один антропологический тип. Близость мордовских, а также донсурских и верхневолжских русских групп, соседствующих с ними, можно было предполагать из-за многовековых межнациональных контактов. В тоже время совершенно неожиданным является тот факт, что средне-волжское и северо-восточное русское население, антропологически гораздо ближе к местным тюркам, чем к русским группам из других зон. Это свидетельствует об интенсивности ассимиляционных процессов в регионе и о том, что русские постепенно «входят» в местные антропологические параметры.

Выводы кластерного анализа были подвергнуты дополнительной проверке с помощью критериев Хи-квадрат и коэффициентов Гeйнке, прежде всего, по марийцам и татарам. Коэффициенты Гeйнке подтвердили выводы кластерного анализа об антропологической близости горных марийцев к тюркам вообще и к чувашам в особенности. Также подтвердился вывод о близости антропологических параметров горных марийцев и северо-восточных русских. Другие русские, как и мордовские группы наиболее далеки от марийцев, причем живущие с ними по соседству терюхане и верхневолжские русские - в меньшей степени, чем остальные. Максимально далекими от марийцев следует признать мокшан.

Коэффициенты расового сходства Пирсона горных марийцев и других групп полностью подтвердили выводы, сделанные на основе кластерного анализа, показателей Хи-квадрат и коэффициентов Гeйнке о близости горных марийцев к тюркам и северо-восточным русским.

По данному исследованию все русские группы проявляют антропологическую близость к коренному населению региона: верхневолжские к терюханам, донсурские к мокшанам и эрзянам, северо-восточные к горным марийцам и чувашам, средне-волжские к татарам.

Работа, проведенная на кафедре новейшей истории народов России Мордовского университета, показала, что применение количественных методов в исторических, и вообще гуманитарных, исследованиях имеет хорошие перспективы.



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ Статья в формате PDF 104 KB...

14 02 2025 6:13:39

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА Статья в формате PDF 124 KB...

12 02 2025 9:52:20

ХЛЕБ «ВОСТОРГ»ПРОДУКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ХЛЕБ «ВОСТОРГ»ПРОДУКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья в формате PDF 163 KB...

11 02 2025 2:15:13

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

31 01 2025 6:29:53

РОЛЬ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАПРАВЛЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕДИКАМЕНТОВ

РОЛЬ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАПРАВЛЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕДИКАМЕНТОВ Выбрать оптимальный метод введения больных в период реабилитации после черепно-мозговой травмы. Материалы и методы: За 2011 год в Новокуйбышевской центральной городской больницы пролечено 960 пострадавших с черепно-мозговой травмой, из них 780 пострадавших с сотрясением головного мозга. Все пациенты с сотрясением головного мозга, первых семь дней находились на стационарном лечении в условиях травматологического отделения. Под наблюдением врачей нейрохирурга, травматолога, невролога и окулиста, проводилась дегидратационная и симптоматическая терапия. После первой недели стационарного лечения данных пациентов разделили на три равных группы по 260 человек и в дальнейшем их вели по- разному. Результаты: Удовлетворительные результаты лечения получены в первой группе у 252 пациентов (97%), у второй группы 243 пациентов(93%), а в третьей 156 пациентов (60%). Один день дневного стационара в травматологическом отделение в Новокуйбышевской центральной городской больницы НЦГБ стоит 360 рублей, а один день дневного стационара, стоит 190 рублей. Таким образом стоимость лечения пациентов первой группы = (7 + 7)·360 = 5040 рублей, стоимость лечения пациентов второй группы = 7·360 + 7·190 = 2520 + 1330 = 3850 рублей, стоимость лечения пациентов третьей группы = 7·360 = 2520 рублей. Из данных расчетов видно, что пациенты третьей группы, требует меньше расходов, но к сожалению, у них намного хуже результаты лечения. Результаты лечения пациентов первой и второй группы пpaктически одинаковы, а стоимость пациентов второй группы намного меньше. ...

30 01 2025 7:29:56

ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ

ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ Статья в формате PDF 308 KB...

22 01 2025 19:50:11

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И  β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

19 01 2025 22:39:50

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛАЗЕРНОЙ МИОСТИМУЛЯЦИИ

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛАЗЕРНОЙ МИОСТИМУЛЯЦИИ Статья в формате PDF 104 KB...

17 01 2025 2:58:38

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 119 KB...

06 01 2025 4:53:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::