ПРИМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)
Научно-технический прогресс, стимулируя все виды человеческой деятельности, предъявляет резко возрастающие требования к оптимизации интерперсонального и персонального мышления. От этого, а значительной степени зависит интенсификация общественной жизни в целом и научной сферы в частности. Одна из возможностей оптимизации научного мышления заключается в быстроразвивающейся математизации наук. Прежде всего, следует отметить внедрение в терминологию общественных наук (естественные уже давно развиваются в тесной связи с математикой) емких и однообразных математических символов, понятий, а в методику исследований - математических приемов и моделей, описывающих сложные явления. Оперирование такими понятиями и моделями интенсифицирует процесс мышления как в плане меньшей затраты интеллекта на получение конечного результата, так и в плане сокращения времени, поскольку обычно позволяет значительную часть утомительной и однообразной работы передать ЭВМ. Математизация приводит также к конкретизации понятий и в итоге вносит большую ясность в посылки и выводы общественных наук. Кроме того, количественные методы открывают новые пути познания процессов и явлений, ранее недоступные традиционным описательным методам.
Внедрение количественных методов в гуманитарные науки, вместе с освоением компьютеров, называемым ныне информатизацией, началось в Мордовском госуниверситете в 1962 г., когда на математическом факультете была установлена ЭВМ первого поколения «Минск-1». В 1985 г. по приказу Министерства высшего образования Мордовский университет в числе прочих начал массовое обучение информатике преподавателей, в т.ч. гуманитарных факультетов. В том же 1985 г. для студентов-историков был введен обязательный спецкурс, вести который было поручено автору этих строк, окончившему кроме исторического и технический факультет. Ориентировочной программой и руководством для преподавателя сначала служило учебное пособие «Количественные методы в исторических исследованиях» под ред. И.Д. Ковальченко (М.: Наука, 1984), а студентам в качестве дополнительной литературы рекомендовался учебник Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. «Основы теории вероятностей и математической статистики» (М.: Статистика, 1968). Позднее преподавателем были выпущены собственные учебные пособия: «Математические методы в исторических исследованиях» (Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1988.- 95 с.); «Корреляционный анализ в исторических исследованиях» (Там же, 1990.- 84 с.); «Количественный анализ в исторических исследованиях» (Там же, 1996.- 248 с.), которые, по мнению автора, благодаря процедурно-пpaктическому изложению материала, более подходили студентам- гуманитариям, имевшим, как правило, математическую подготовку лишь в объеме средней школы. Последнее пособие оказалось наиболее удачным и получило рекомендацию НМС классических университетов Российской Федерации.
Следует отметить, что указанный курс был введен и на других отделениях Историко-социологического института Мордовского университета, где сначала его вели математики. Но оказалось, что их материал и учебники довольно сложны для гуманитариев и постепенно последние стали переходить на указанные пособия. В настоящее время автор читает курсы и рекомендует указанные пособия не только историкам, но и регионоведам, психологам, социальным работникам. Общая нагрузка составляет 58 часов, но на разных отделениях соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы может меняться.
Стандартная программа курса показана в таблице 1.
Иногда, если освоение материала идет успешно, слушатели знакомятся также с информационным и факторным анализом. Как показывает пpaктика, студенты все увереннее начинают применять количественные методы в курсовых и дипломных работах. В научных исследованиях, на кафедре новейшей истории народов России университета, эти методы применяются уже давно и довольно успешно. Например, методы оценки совокупностей с помощью средних величин и показателей вариации позволили сделать вывод о меньшей социальной дифферениации и более высоком жизненном уровне мордвы по сравнению с другими народами Поволжья.
Таблица 1. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
ВСЕГО (часов) |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоя-тельная работа |
|
Лекции |
Семинары |
||||
|
|
|
|
||
1. |
Количественные и описательные методы. Методология применения количественных методов |
4 |
1 |
1 |
2 |
2. |
Принципы измерения |
6 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Методы группировки |
6 |
2 |
2 |
2 |
4. |
Средние величины |
6 |
2 |
2 |
2 |
5. |
Показатели вариации |
6 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Стандартизация |
8 |
2 |
2 |
4 |
7. |
Графические методы |
6 |
2 |
2 |
2 |
8. |
Выборочный метод |
8 |
2 |
2 |
4 |
9 |
Регрессия и корреляция |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Всего |
58 |
17 |
17 |
24 |
Регрессионный анализ зависимости численности местного населения от количества используемой им земли привел к интересному выводу, что при надельной форме землепользования устанавливается прямо пропорциональная связь между численностью крестьянских семей и их благосостоянием. Видимо, такая зависимость хаpaктерна для общинного землепользования вообще и является сильнейшим стимулом к повышению рождаемости и выживанию народов с подобной формой общежития.
Поскольку в исторических исследованиях точные числовые данные часто труднодоступны или отсутствуют вообще определенную сферу применения нашли методы ассоциации, контингенции, корреляции рангов. Так, методом ассоциации было установлено, что темпы организации комбедов в Пензенской губернии не зависели от национального состава населения волостей и сел. Корреляция рангов показала, что в 1905-1907 гг., коэффициент корреляции между количеством земли, используемой крестьянами и участием последних в волнениях составлял r = -0.5; в то время как в 1917 г. r = -0,9, т.е. в начале 20 в. бунты крестьян меньше определялись их землевладением и т.д.
Особенно большие возможности открываются при использовании количественных методов в антропологических исследованиях Поволжья. В этой сфере они впервые были использованы в связи с изучением антропологических различий эрзян и мокшан - основных субэтнических подразделений мордовского народа. Сравнение эрзянских, мокшанских и русских групп сначала шло по классическиму критериям согласия и серий широко применяемым в антропологическом аппарате. Критерий серий показал высокую степень однородности мокшанских и эрзянских групп по всем приведенным показателям. Результаты сравнения мордовских групп с русскими и между собой по критериям согласия и случайности свидетельствуют о существенных антропологических различиях между мордвой и русскими
Проведенный на основе антропологических параметров кластерный анализ трех мордовских (Мокшане, Терюхане, Эрзяне), четырех русских (Верхне-волжские, Донсурские, Северо-восточные, Средневолжские), а также по одной группе горных марийцев, татар и чувашейдал следующие результаты:
К1 - на пороге 1,95 произошло объединение горных марийцев и северных чувашей;
К2 - на рубеже 2,97 объединились мокшане и эрзяне;
К3 - порог объединения донсурской и верхне-волжской русских групп достиг 3,25;
К4 - на уровне 3,37 в одну группу вошли татары, чуваши, горные марийцы, а также средне-волжские и северо-восточные русские;
К5 - на рубеже 4,45 объединились К2 и К3, т.е. мокшане, эрзяне с донсурским и верхневолжским русским населением;
К6 - на пороге 5,22 к К5 присоединились терюхане;
К7 - полное объединение всех групп произошло на уровне 6,03.
Этот кластерный анализ показал, что народы Среднего Поволжья, существенно различаются по антропологическим типам, причем последние примерно совпадают с распределением населения по языковым группам. Была подтверждена, выявленная ранее традиционными методами, однородность мордвы, донсурских и верхневолжских русских групп. Исключением является соединение в одном кластере финноязычных горных марийцев и тюркоязычных чувашей, которые представляют собой пpaктически один антропологический тип. Близость мордовских, а также донсурских и верхневолжских русских групп, соседствующих с ними, можно было предполагать из-за многовековых межнациональных контактов. В тоже время совершенно неожиданным является тот факт, что средне-волжское и северо-восточное русское население, антропологически гораздо ближе к местным тюркам, чем к русским группам из других зон. Это свидетельствует об интенсивности ассимиляционных процессов в регионе и о том, что русские постепенно «входят» в местные антропологические параметры.
Выводы кластерного анализа были подвергнуты дополнительной проверке с помощью критериев Хи-квадрат и коэффициентов Гeйнке, прежде всего, по марийцам и татарам. Коэффициенты Гeйнке подтвердили выводы кластерного анализа об антропологической близости горных марийцев к тюркам вообще и к чувашам в особенности. Также подтвердился вывод о близости антропологических параметров горных марийцев и северо-восточных русских. Другие русские, как и мордовские группы наиболее далеки от марийцев, причем живущие с ними по соседству терюхане и верхневолжские русские - в меньшей степени, чем остальные. Максимально далекими от марийцев следует признать мокшан.
Коэффициенты расового сходства Пирсона горных марийцев и других групп полностью подтвердили выводы, сделанные на основе кластерного анализа, показателей Хи-квадрат и коэффициентов Гeйнке о близости горных марийцев к тюркам и северо-восточным русским.
По данному исследованию все русские группы проявляют антропологическую близость к коренному населению региона: верхневолжские к терюханам, донсурские к мокшанам и эрзянам, северо-восточные к горным марийцам и чувашам, средне-волжские к татарам.
Работа, проведенная на кафедре новейшей истории народов России Мордовского университета, показала, что применение количественных методов в исторических, и вообще гуманитарных, исследованиях имеет хорошие перспективы.
Статья в формате PDF
329 KB...
13 02 2025 12:44:36
Статья в формате PDF
103 KB...
10 02 2025 17:13:16
Статья в формате PDF
109 KB...
09 02 2025 16:12:51
Статья в формате PDF
123 KB...
08 02 2025 9:30:27
Статья в формате PDF 110 KB...
07 02 2025 21:59:45
Статья в формате PDF
100 KB...
06 02 2025 1:31:16
Статья в формате PDF
217 KB...
05 02 2025 18:21:13
Статья в формате PDF
134 KB...
04 02 2025 9:38:43
Статья в формате PDF
117 KB...
03 02 2025 1:50:59
Статья в формате PDF
241 KB...
02 02 2025 16:40:26
Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона.
...
31 01 2025 6:29:53
Выбрать оптимальный метод введения больных в период реабилитации после черепно-мозговой травмы. Материалы и методы: За 2011 год в Новокуйбышевской центральной городской больницы пролечено 960 пострадавших с черепно-мозговой травмой, из них 780 пострадавших с сотрясением головного мозга. Все пациенты с сотрясением головного мозга, первых семь дней находились на стационарном лечении в условиях травматологического отделения. Под наблюдением врачей нейрохирурга, травматолога, невролога и окулиста, проводилась дегидратационная и симптоматическая терапия. После первой недели стационарного лечения данных пациентов разделили на три равных группы по 260 человек и в дальнейшем их вели по- разному. Результаты: Удовлетворительные результаты лечения получены в первой группе у 252 пациентов (97%), у второй группы 243 пациентов(93%), а в третьей 156 пациентов (60%). Один день дневного стационара в травматологическом отделение в Новокуйбышевской центральной городской больницы НЦГБ стоит 360 рублей, а один день дневного стационара, стоит 190 рублей. Таким образом стоимость лечения пациентов первой группы = (7 + 7)·360 = 5040 рублей, стоимость лечения пациентов второй группы = 7·360 + 7·190 = 2520 + 1330 = 3850 рублей, стоимость лечения пациентов третьей группы = 7·360 = 2520 рублей. Из данных расчетов видно, что пациенты третьей группы, требует меньше расходов, но к сожалению, у них намного хуже результаты лечения. Результаты лечения пациентов первой и второй группы пpaктически одинаковы, а стоимость пациентов второй группы намного меньше.
...
30 01 2025 7:29:56
Статья в формате PDF
102 KB...
29 01 2025 18:22:58
Статья в формате PDF
316 KB...
28 01 2025 11:54:32
Статья в формате PDF
129 KB...
27 01 2025 18:24:53
Статья в формате PDF
105 KB...
26 01 2025 11:54:36
Статья в формате PDF
203 KB...
25 01 2025 4:44:20
Статья в формате PDF
301 KB...
24 01 2025 21:47:11
Статья в формате PDF
118 KB...
23 01 2025 15:54:36
Статья в формате PDF
185 KB...
21 01 2025 7:52:20
Статья в формате PDF
103 KB...
20 01 2025 0:51:53
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности.
...
19 01 2025 22:39:50
Статья в формате PDF
141 KB...
18 01 2025 2:14:14
Статья в формате PDF
116 KB...
16 01 2025 16:36:27
Статья в формате PDF
106 KB...
15 01 2025 5:10:23
Статья в формате PDF
307 KB...
14 01 2025 15:32:49
Статья в формате PDF
263 KB...
13 01 2025 16:32:19
Статья в формате PDF
253 KB...
12 01 2025 7:38:58
Статья в формате PDF
127 KB...
11 01 2025 15:35:50
Статья в формате PDF
250 KB...
10 01 2025 18:15:14
Статья в формате PDF
133 KB...
09 01 2025 8:38:24
Статья в формате PDF
111 KB...
08 01 2025 17:24:50
Статья в формате PDF
319 KB...
07 01 2025 2:50:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::