РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРНОМ ГОМЕОСТАЗЕ В ХОДЕ РЕГЕНЕРАЦИИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН ПОСЛЕ ПРАВОСТОРОННЕЙ ШЕЙНОЙ ВАГОТОМИИ У КРЫСЫ В СИНОАУРИКУЛЯРНОЙ И АТРИОВЕНТРИКУЛЯРНОЙ ОБЛАСТЯХ СЕРДЦА

Сравнивали влияние правосторонней шейной ваготомии на объемные плотности нервных волокон в проводящем и рабочем миокарде синоаурикулярной и атриовентрикулярной областей сердца крысы. Выявили, что объемная плотность нервных элементов была в 2,7 и в 1,8 раза выше в синусном узле (СУ), чем в правом предсердии (ПП) у интактных животных и на 15 сутки после ваготомии и достоверно не различалась на 7 и 30 сутки после операции. При этом объемная плотность нервных элементов в СУ падала на 40% к 7 дню после ваготомии, а затем постепенно возвращалась к исходному уровню за счет регенерации (30 день после операции). В ПП объемная плотность нервных элементов достоверно не изменялась во все сроки после ваготомии. Кроме того, оценивали вклад мелких (до 100 нм), средних (от 100 до 600 нм) и крупных (свыше 600 нм) немиелинизированных нервных волокон (ННВ) и их терминалей в объемную плотность нервных элементов СУ. В СУ нарастала доля мелких ННВ, начиная с 15 дня после ваготомии, так что к 30 дню они составляли 26% всех волокон. Доля крупных ННВ и их терминалей падала с 7 по 30 день после операции и в итоге составляла 1%. Доля волокон среднего размера сначала увеличивалась до 95% к 7 дню после операции, а затем падала к 15 и 30 суткам и в итоге она равнялась 73%. В атриовентрикулярном пучке (АВП) доля нервных элементов увеличивалась на 7 день после операции, резко нарастала к 15 дню после ваготомии (в 6,3 раза) и не нормализовалась к 30 дню (больше исходного уровня в 3,4 раза). В межжелудочковой перегородке (МЖП) плотность нервных элементов постепенно нарастала с 7 по 30 день после операции и, в итоге она увеличивалась в 3 раза. При этом на все сроки после ваготомии плотность нервных волокон в АВП была в несколько раз выше (от 7 до 19,4 раз), чем в подлежащем рабочем миокарде МЖП. Сравнение плотности иннервации в проводящем миокарде СУ и АВП показало, что у интактных животных она различалась несущественно, а на все сроки после ваготомии объемная плотность нервов была значимо выше в АВП, чем в СУ (соответственно в 2,3, в 7 и в 1,9 раза), т.е. регенерация нервных волокон носила в СУ восстановительный хаpaктер, а в АВП - избыточный. Плотность нервных волокон в рабочем миокарде ПП была у интактных животных и на 7 день после ваготомии соответственно в 3,5 и в 2 раза выше, чем в МЖП, но на 15 и 30 день после операции она различалась уже недостоверно вследствие избыточной регенерации нервных волокон во второй зоне по сравнению с первой. Это подтверждает существующую точку зрения о преимущественной иннервации атриовентрикулярной области из левого блуждающего нерва, чьи регенераторные возможности были в ранние сроки после операции выше, чем для правого блуждающего нерва, неуспевавшего восстановить повреждение за 30 дней после правосторонней ваготомии. Показанные различия существенны для понимания качества регенераторного процесса нервного аппарата проводящего миокарда СУ и АВП, а также рабочего миокарда ПП и МЖП в сердце крысы, так как выявление в них более мелких ННВ на 30 день после операции предполагает более медленное проведении нервного импульса, по сравнению с исходными нервами (по данным физиологических работ), несмотря на восстанавливающий (в синоаурикулярной области) или избыточный (в атриовентрикулярной области) хаpaктер регенерации нервных волокон вслед за правосторонней шейной ваготомией у этих животных.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (№ гранта 01-04-48205)
Статья в формате PDF
107 KB...
16 11 2025 18:31:17
Статья в формате PDF
133 KB...
15 11 2025 20:37:48
Статья в формате PDF
122 KB...
14 11 2025 2:25:20
Задачу формирования интеллекта учащихся призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия». В представленной работе излагаются сведения об основных этапах по подготовке и проведению школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги», которая ежегодно проводится в Лицее № 37 г. Саратова. В рамках конференции каждый учащийся 11 класса защищает выпускную работу по профильному предмету (математике, физике, информатике, химии, биологии и др.). Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям.
...
13 11 2025 14:11:20
Статья в формате PDF
119 KB...
12 11 2025 3:22:25
Статья в формате PDF
111 KB...
11 11 2025 21:29:40
Статья в формате PDF
313 KB...
09 11 2025 7:39:25
В отличие от традиционного, показан иной путь интегрирования для получения уравнения напряженности гравитационного поля в точке на удалении от модельного однородного шарообразного тела. Доказано его соответствие закону всемирного тяготения при проведении компьютерного суммирования. Обнаружено наличие максимального вклада элементов шарообразного тела в величину напряженности гравитационного поля в исследуемой точке вне этого тела. Получена аналитическая зависимость глубины положения этих элементов внутри шарообразного тела от высоты исследуемой точки над поверхностью тела и его радиуса.
...
07 11 2025 10:14:16
Статья в формате PDF
113 KB...
06 11 2025 3:38:25
05 11 2025 6:12:21
Статья в формате PDF
122 KB...
04 11 2025 1:23:12
На основе анализа природных условий залегания месторождений полезных ископаемых Якутии обоснованы основные группы геоэкологических факторов, влияющие на динамику и степень преобразования экосистем при недропользовании. Формы, масштабы воздействия на природную среду зависят от стадии развития горных работ, вовлеченности отдельных участков месторождения в разработку.
...
03 11 2025 0:29:47
Статья в формате PDF
122 KB...
02 11 2025 16:36:15
На основе сухого экстpaкта полученного из растительного сбора (солодка гoлая, софора японская, календула лекарственная) были приготовлены три композиции в виде гранул, которые отличаются количеством склеивающего вещества – прополиса. Выбор вспомогательных веществ был подтвержден и обоснован в опытах in vitro, in vivo, in situ.
...
01 11 2025 19:38:58
Статья в формате PDF
265 KB...
31 10 2025 14:58:38
Статья в формате PDF
138 KB...
30 10 2025 5:49:41
Статья в формате PDF
181 KB...
29 10 2025 4:28:32
Статья в формате PDF
124 KB...
27 10 2025 6:38:51
Статья в формате PDF
240 KB...
26 10 2025 7:29:57
Статья в формате PDF
313 KB...
25 10 2025 20:49:16
Колючки ежа на самом деле являются измененными волосами...
24 10 2025 8:11:49
23 10 2025 11:23:59
Статья в формате PDF
120 KB...
22 10 2025 10:55:50
В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы.
...
20 10 2025 16:39:34
Статья в формате PDF
123 KB...
19 10 2025 13:46:25
Статья в формате PDF
254 KB...
18 10 2025 14:12:11
Статья в формате PDF
107 KB...
17 10 2025 19:13:42
Статья в формате PDF
103 KB...
14 10 2025 4:55:54
В статье рассматриваются основные исторические этапы развития отечественной териологии в XVIII-XX вв., самоотверженно проводившиеся учеными-зоологами несмотря на различные трудности, являвшиеся следствием изменения исторической и политической картины мира. Показан вклад отдельных российских ученых в формировании териологии, а также роль в этом процессе научных сообществ России.
...
13 10 2025 21:24:58
Статья в формате PDF
130 KB...
12 10 2025 0:43:46
Статья в формате PDF
269 KB...
11 10 2025 4:48:12
Статья в формате PDF
243 KB...
09 10 2025 8:24:31
Статья в формате PDF
160 KB...
08 10 2025 2:54:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::