ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ ГИМНАСТИЧЕСКИ КЛАССОВ
Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при синхронной, скоординированной деятельности. Известно участие в обеспечении умственной работоспособности суточного ритма вегетативных функций, а это указывает, что умственная работоспособность является не только функцией центральной нервной системы. Во всех возрастах умственная работоспособность связана с состоянием здоровья, морфофункциональной зрелостью и готовностью к умственной и физическим нагрузкам.
Основной целью нашей работы было выявить особенности взаимосвязи физиологических показателей кардиореспираторной системы и умственной работоспособности у школьников-подростков, обучающихся в средних учебных заведениях города Белгорода.
Особый интерес вызывают результаты сравнения показателей системы дыхания у девочек 1992, 1991 и 1990 годов рождения. Между показателями девочек 1992 и 1991 годов рождения имеется достоверная разница, которая говорит о нормальных возрастных отличиях: дeвoчки 1991 г.р. опережают по развитию системы внешнего дыхания девочек 1992 г.р. Однако, при этом мы наблюдаем явное отставание девочек 1990 г.р. по этим же показателям от своих младших товарищей: по жизненной емкости легких - на 7,3 %, по дыхательному объему: на 4,5 %, по резервному объему выдоха - на 4 %, по резервному объему вдоха - на 10,4 %, по остаточному объему - на 7,4 %, по общей емкости легких - на 7,4 %, по легочной вентиляции - на 5,1 % (во всех случаях достоверность р≤0,05). При этом показатели сердечно-сосудистой системы не отличаются какими-либо необычными изменениями.
Сопоставив полученные результаты с данными анкетирования школьников, наблюдениями во время обследования, а также с показателями динамики длины тела, массы тела и окружности грудной клетки мы пришли к выводу, что подобные изменения возникают в связи с пристрастием части школьниц 12-13 лет к вредным привычкам, среди которых следует выделить табакокурение.
Важно, что эти проблемы возникают у девочек в момент, когда гормональные перестройки в организме развиваются по восходящей и, следовательно, в дальнейшем следует ожидать дисфункции органов системы внешнего дыхания.
Следует отметить, что, несмотря на литературные данные о том, что нейроэндокринная перестройка в подростковом организме проявляет себя снижением умственной работоспособности и отрицательно сказывается на сопротивляемости утомлению, наши исследования показали сохранение общего фонового уровня этого показателя. Однако следует ожидать, что эти эффекты проявятся несколько позже, возможно к концу пубертатного периода.
В 11-13 лет и у девочек и у мальчиков отмечается минимальный темп прироста точности работы, отражающий состояние произвольного внимания, но и отсутствие нарастания показателя, указывающего на степень устойчивости дифференцировок.
Морфофункциональное развитие и умственная работоспособность мальчиков 1990-1992 годов рождения находятся в пределах возрастной нормы.
Динамика показателей системы внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы показывает обычные темпы морфофункционального развития, хаpaктерные для мальчиков 11-13 лет.
Из анкетирования известно, что большинство обследованных мальчиков 1990 г.р. курят табак с разной интенсивностью и периодичностью. Однако эффектов, подобных наблюдаемым у их сверстниц в этом случае мы не наблюдали. Мы считаем, что это связано с известной разницей в сроках начала нейроэндокринных перестроек организма, сопровождающих пoлoвoе созревание: у мальчиков это происходит несколько позже.
Получив представленные данные, мы приступили к выяснению возможной взаимосвязи между морфофункциональными показателями организма и уровнем умственной работоспособности. Для этого был использован расчет регрессии с определением коэффициента Пирсона.
Расчеты показали, что наибольшее количество достоверных взаимосвязей у мальчиков наблюдается в 11-летнем возрасте. Умственная работоспособность зависит (р≤0,05) от величины жизненной емкости легких, резервного объема вдоха, остаточного объема и общей емкости легких.
У мальчиков 1991 года рождения зависимости уровня умственной работоспособности от показателей внешнего дыхания мы не наблюдали. Однако выявлена достоверная (р≤0,05) взаимосвязь умственной работоспособности и величин диастолического давления и систолического объема.
У 13-летних мальчиков зависимости уровня умственной работоспособности от морфофункциональных показателей организма не наблюдались.
Иная картина сложилась при обсчете результатов, полученных при обследовании девочек 1990-1992 г.р.
Достоверных взаимосвязей уровня умственной работоспособности и показателей систем внешнего дыхания и кровообращения у девочек 1991-1992 г.р. мы не наблюдали. Однако у 13-летних девочек была выявлена достоверная (р≤0,05) зависимость уровня умственной работоспособности от величин дыхательного объема и легочной вентиляции.
Другие показатели, изучаемые нами в ходе исследования, не проявили своей связи с уровнем умственной работоспособности. Это, однако, не свидетельствует об абсолютной невозможности выявления таких зависимостей у школьников других возрастов, что стимулирует к продолжению исследований.
Статья в формате PDF 124 KB...
09 12 2024 2:59:34
Статья в формате PDF 133 KB...
08 12 2024 11:34:57
Статья в формате PDF 630 KB...
07 12 2024 1:23:49
Статья в формате PDF 102 KB...
06 12 2024 19:49:32
Статья в формате PDF 280 KB...
05 12 2024 7:37:27
04 12 2024 6:11:23
02 12 2024 18:25:11
Статья в формате PDF 114 KB...
01 12 2024 23:33:48
Статья в формате PDF 131 KB...
30 11 2024 3:27:30
Статья в формате PDF 120 KB...
29 11 2024 10:16:28
Статья в формате PDF 412 KB...
28 11 2024 22:14:15
Статья в формате PDF 102 KB...
27 11 2024 21:59:47
Статья в формате PDF 250 KB...
26 11 2024 14:28:27
Статья в формате PDF 111 KB...
25 11 2024 1:11:21
Статья в формате PDF 226 KB...
24 11 2024 13:32:54
Статья в формате PDF 215 KB...
23 11 2024 5:51:25
Статья в формате PDF 136 KB...
22 11 2024 9:14:10
Статья в формате PDF 120 KB...
21 11 2024 6:18:36
Статья в формате PDF 338 KB...
19 11 2024 4:19:21
Статья в формате PDF 116 KB...
18 11 2024 12:11:57
Статья в формате PDF 118 KB...
17 11 2024 0:19:24
Статья в формате PDF 151 KB...
16 11 2024 9:45:58
Статья в формате PDF 168 KB...
15 11 2024 23:10:28
Статья в формате PDF 396 KB...
14 11 2024 11:14:58
Статья в формате PDF 123 KB...
13 11 2024 22:35:13
Статья в формате PDF 130 KB...
12 11 2024 12:57:41
Статья в формате PDF 132 KB...
11 11 2024 17:28:30
Изучены показатели иммунной системы у 36 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом в период обострения заболевания. Контрольную группу составили 36 здоровых женщин. Выявлен дисбаланс клеточного иммунитета при одновременном снижении функциональной активности гумopaльного звена иммунитета. ...
10 11 2024 5:10:22
Статья в формате PDF 120 KB...
09 11 2024 8:16:40
Статья в формате PDF 196 KB...
07 11 2024 16:59:34
Статья в формате PDF 133 KB...
06 11 2024 13:24:42
Статья в формате PDF 108 KB...
05 11 2024 7:58:28
Статья в формате PDF 126 KB...
04 11 2024 22:41:12
03 11 2024 21:20:30
Статья в формате PDF 308 KB...
02 11 2024 5:14:22
Дана оценка современным физико-химическим методам исследования для контроля, сертификации и гигиенической оценке безопасности нономатариалов. Разработаны методики определения ряда тяжелых металлов в биологических средах, которые утверждены МЗ РФ и Роспотребнадзором РФ и могут быть использованы для оценки безопасности наноматериалов. ...
31 10 2024 3:37:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::