ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы значительно возрос интерес как отечественных, так и зарубежных ученых к изучению медико-биологических, эколого-географических и социально-экономических вопросов, раскрывающих проблемы физического развития человека. На современном этапе при описании физического развития целесообразно применение индивидуально - типологического подхода с оценкой компонентов массы тела. При этом имеются в виду три важнейшие составляющие тело человека: кости, мышцы и жировая ткань, количественное соотношение которых определяют телосложение человека [2,3,4,6,7,8,10,11,12].
Материалы и методы
С целью анализа относительного содержания в организме мышечной, костной и жировой ткани в зависимости от соматотипа нами было обследовано 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детские образовательные учреждения г. Красноярска. Определение соматотипа проведено по методу Р.Н. Дорохова и И.И. Бахрах в модификации И.М.Воронцова [1,5]. Соматотип определялся по сумме номеров "коридоров" центильной шкалы, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Все обследованные дети были подразделены на три основных соматотипа в зависимости от суммы номеров "коридоров" центильной шкалы: микросомный, мезосомный и макросомный. По формулам Матейки [9] подсчитывалась абсолютная масса костной, мышечной и жировой ткани и определялось их отношение к массе тела.
Результаты и обсуждение
Проведенное нами исследование позволило выявить зависимость компонентного состав тела дошкольников от пола и соматотипа ребенка. Анализ состава тела показал, что у мальчиков показатели костного компонента выше, чем у девочек (p <0,001). У девочек с микросоматотипом относительное содержание костного компонента самое высокое, самое низкое - у дошкольниц с макросоматотипом. У мальчиков отмечена аналогичная зависимость процентного содержания костной ткани от соматотипа детей, но достоверной разницы показателей не выявлено. Данные о процентном содержании костной ткани у обследованных детей приведены в таблице 1.
Таблица 1. Содержание костного компонента у детей с разными соматотипами (%)
пол |
соматотип |
примечание |
||
МиС |
МеС |
МаС |
||
мальчики |
1. n=195 19,849 ±0,152 |
2. n=762 19,953 ±0,076 |
3. n=128 19,660 ±0,189 |
P 1-4 < 0,001 P 2-5 < 0,001 P 3-6 < 0,001 P 4-5 < 0,05 P 4-6 < 0,001 P 5-6 < 0,05 |
дeвoчки |
4. n=249 19,049 ±0,123 |
5. n=581 18,724 ±0,084 |
6. n=125 18,256 ±0,210 |
* МиС - микросоматотип, МеС - мезосоматотип, МаС - макросоматотип
Данные о содержании мышечного компонента у дошкольников с различными соматотипами приведены в таблице 2.
Таблица 2. Содержание мышечного компонента у детей с разными соматотипами (%)
пол |
соматотип |
примечание |
||
МиС |
МеС |
МаС |
||
мальчики |
1. n=193 40,006 ±0,215 |
2. n=767 40,914 ±0,169 |
3. n=128 42,398 ±0,265 |
P 1-2 < 0,05 P 1-3 < 0,001 P 1-4 < 0,01 P 2-3 < 0,001 P 2-5 < 0,001 P 4-5 < 0,001 P 4-6 < 0,001 P 5-6 < 0,05 |
дeвoчки |
4. n=250 40,776 ±0,190 |
5. n=579 42,109 ±0,125 |
6. n=125 42,735 ±0,240 |
* МиС - микросоматотип, МеС - мезосоматотип, МаС - макросоматотип
Полученные данные свидетельствуют, что у девочек с микро- и мезосоматотипами процентное содержание мышечного компонента выше, чем у мальчиков данных соматотипов (p <0,01 и p <0,001 соответственно). Проведенный внутригрупповой анализ выявил, что самое высокое относительное содержание мышечной ткани у детей с макросоматотипом, самое низкое - у дошкольников с микросоматотипом (p <0,001).
Анализ данных процентного содержания жировой ткани у обследованных дошкольников показал, что у девочек с мезо- и макросоматотипом содержание жирового компонента выше, чем у мальчиков (p <0,01 и p <0,05 соответственно); у детей с микросоматотипом разницы в зависимости от пола не выявлено (таблица 3). Самое высокое процентное содержание жирового компонента, как у мальчиков, так и у девочек с макросоматипом; самое низкое - у дошкольников с микросоматотипом (p <0,001).
Таблица 3. Содержание жирового компонента у детей с разными соматотипами (%)
пол |
соматотип |
примечание |
||
МиС |
МеС |
МаС |
||
мальчики |
1. n=185 15,875 ±0,200 |
2. n=737 17,594 ±0,114 |
3. n=122 20,988 ±0,433 |
P 1-2 < 0,001 P 1-3 < 0,001 P 2-3 < 0,001 P 2-5 < 0,01 P 3-6 < 0,05 P 4-5 < 0,001 P 4-6 < 0,001 P 5-6 < 0,001 |
дeвoчки |
4. n=242 16,183 ±0,192 |
5. n=568 18,201 ±0,162 |
6. n=123 22,752 ±0,540 |
* МиС - микросоматотип, МеС - мезосоматотип, МаС - макросоматотип
Заключение
Таким образом, компонентный состав тела дошкольников имеет зависимость от пoлoвoй и конституциональной принадлежности ребенка. У девочек большее относительное содержание мышечной и жировой ткани; у мальчиков более выражено развитие костного компонента, что определяет формирование более крепкого костяка уже в дошкольном возрасте. У детей с макросоматотипом имеет место преимущественное развитие мышечной и жировой ткани, у дошкольников с микросоматотипом более выражен костный компонент. Полученные нами результаты подчеркивают преимущества индивидуально-типологического подхода в оценке показателей роста и развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронцов, И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-метод. пособие. / И.М. Воронцов - Л., 1986. - 56с.
- Жафярова, С.А. Конституциональные особенности детей и подростков: Матер. к курсу валеологии / С.А. Жафярова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 28с.
- Лысенко, А.И. Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей дошкольного возраста А.И. Лысенко // Гигиена и санитария. - 2002. - №3. - С. 46-48.
- Прокопьев, Н.Я. Формирование пропорций тела у детей разных соматических типов / Под ред. Н.Я. Прокопьева. - Тюмень: Изд-во "Вектор Бук", 2001. - 152с.
- Тихвинский, С.Б. Детская спортивная медицина: Рук-во для врачей / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 560с.
- Чаплыгина, Е.В. Некоторые особенности распределения жировой массы у детей / Е.В. Чаплыгина // Морфология.-1996.- Т.109. - №2. - С. 102.
- Чаплыгина, Е.В. Результаты сравнительного анализа степени выраженности костного компонента у детей различных соматипов / Е.В. Чаплыгина, В.В. Соколов, О.Т. Берберьян // Морфология. Архив анатомии, гистологии, эмбриологии.-2002.- Т. 121 (2-3). - С. 171
- Gulding, A. Overweight and obese children have low bone mass and area for their weight / A. Gulding, R.W. Tayler, I.E. Jones // Int. J. Obesity. - 2000. - V. 24, № 5. - P. 627 - 632.
- Matiegka, J. The testing of physical efficiency. / J. Matiegka // Amer. J. Phys. Anthropol. - 1921. - V.4, № 3. - P. 25-38.
- Musaiger, A.O. Profile of body composition of school children (6 - 18 y) in Bahrain / A.O. Musaiger, W.B. Gregory // Int. J. Obesity. 2000. - V. 24, № 9. - P. 1093 -1096.
- Wang, Jack Correlations between skeletal muscle mass and bone mass in children 6 - 18 years: Influences of sех, ethnicity and pubertal status / Wang Jack, Horlick Mary, Thornton John C. // Growth, Dev. and Aging. - 1999. - V. 63, №3. - P. 99 - 109.
- Wang, Zimaian History of the study of human body composition: A brief review / Zimaian Wang, Zhong-Ming Wang, Steven B. Heymsfield // Amer. J. Hum. Biol. - 1999. - V. 11, №2. - P. 157 - 165.
Статья в формате PDF
141 KB...
10 02 2025 9:44:37
Статья в формате PDF
119 KB...
09 02 2025 18:21:54
Статья в формате PDF
163 KB...
08 02 2025 16:12:23
Статья в формате PDF
220 KB...
07 02 2025 4:53:50
Статья в формате PDF
105 KB...
06 02 2025 8:34:24
Статья в формате PDF
144 KB...
04 02 2025 3:39:24
Статья в формате PDF
127 KB...
03 02 2025 4:23:39
Статья в формате PDF
298 KB...
02 02 2025 18:49:32
Статья в формате PDF
321 KB...
01 02 2025 4:17:25
Статья в формате PDF
101 KB...
31 01 2025 9:54:59
Статья в формате PDF
140 KB...
30 01 2025 5:31:57
Статья в формате PDF
117 KB...
29 01 2025 21:35:41
Статья в формате PDF
311 KB...
28 01 2025 16:41:56
27 01 2025 15:30:25
Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М.В. Ломоносова, М.И. Алигер, И.В. Гёте, И.А. Ефремова, К.Г. Паустовского, в педагогической пpaктике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников.
...
26 01 2025 2:49:35
Статья в формате PDF
249 KB...
25 01 2025 7:52:15
Статья в формате PDF
120 KB...
24 01 2025 12:41:37
23 01 2025 21:19:13
Статья в формате PDF
119 KB...
22 01 2025 13:56:47
Статья в формате PDF
120 KB...
21 01 2025 9:41:19
Статья в формате PDF
119 KB...
20 01 2025 15:33:48
Статья в формате PDF
244 KB...
18 01 2025 0:35:56
Статья в формате PDF
164 KB...
17 01 2025 13:22:45
Статья в формате PDF 115 KB...
15 01 2025 11:24:32
Статья в формате PDF
127 KB...
13 01 2025 15:26:40
Статья в формате PDF
131 KB...
12 01 2025 10:21:52
Статья в формате PDF
130 KB...
11 01 2025 18:43:55
Статья в формате PDF
290 KB...
10 01 2025 19:35:12
Статья в формате PDF
141 KB...
08 01 2025 21:35:57
Статья в формате PDF 117 KB...
07 01 2025 17:28:50
Статья в формате PDF
111 KB...
06 01 2025 22:59:46
Статья в формате PDF
109 KB...
03 01 2025 11:37:40
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::