ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИЙ ГЕОЭКОНОМИКИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИЙ ГЕОЭКОНОМИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИЙ ГЕОЭКОНОМИКИ

Ольшанский А.М. Рязанов А.Ю. Статья в формате PDF 125 KB

В настоящее время авторами проводятся исследования по моделированию антропогенного воздействия на географические системы. Основной авторской моделью, на которой будет рассматриваться настоящая тема, является так называемая однофазная модель геосистемы.

Под однофазной моделью геосистемы понимается модель вида

                   (1),

где

m0k - начальная биомасса к-го яруса растительности (древостой)

а - коэффициент перевода солнечной энергии в биомассу m0k

d - коэффициент прижизненной естественной детритизации биомассы

γ0 - генетически обусловленный естественный прирост биомассы

dγ - изменение прироста, обусловленное влиянием абиотических факторов внешней среды

w - циклическая частота процесса

φ - смещение

Данная модель применяется отдельно для каждого ландшафта. Однофазная модель геосистемы может быть записана в дифференциальной форме:

                      (2)

Эта модель имеет критические точки, определяемые уравнениями вида

                         (3)

Таковы вкратце невозмущенные условия развития биомассы на ландшафте.

С точки зрения однофазной модели геосистемы все антропогенные воздействия можно разделить на вносимые в дифференциальное уравнение, и не вносимые. Следует отметить, что для геосистемы менее ощутимы воздействия, не вносимые в общее дифференциальное уравнение состояния. Однако здесь будет играть роль такой фактор, как частота поступления воздействий, или поток воздействий.

В условиях пpaктики наиболее часто встречаются прогрессивное воздействие на геосистему (например, при освоении района) и синусоидальное воздействие(например, периодически изменяющееся потрeбление ресурса в год).

Под прогрессивным воздействием понимается воздействие на ландшафт, ускорение которого постоянно и равно F, а скорость пропорциональна промежутку времени воздействия dt, вносимое в дифференциальное уравнение, а именно:

           (4)

Найдем некоторые конкретизирующие параметры этого воздействия.

Под максимальным популяционным критическим уровнем воздействия на геосистему понимается такой уровень воздействия, при котором деградации подвергается та часть образовавшейся биомассы, обусловленная внешними абиотическими факторами.

Максимальный популяционный критический уровень определяется из условия

  (5), откуда

  (6)

Под максимальным полным критическим уровнем понимается тот уровень воздействия на ландшафт, при котором уничтожается весь прирост биомассы, в том числе и та его часть, которая обусловлена генетически.

Этот уровень может быть выражен как

          (7)

Таким образом, при превышении максимального полного критического уровня воздействия резонно поставить вопрос: «Через сколько времени подобного воздействия биомасса ландшафта будет сведена полностью?». Здесь все зависит от силы этого воздействия.

Под синусоидальным воздействием понимается воздействие вида  (8), где - амплитуда воздействия, вносимое в дифференциальное уравнение состояния. Также, как предыдущее, относится к классу истинно непрерывных воздействий, поэтому весьма чувствительных.

Дифференциальное уравнение модели геосистемы в таком случае предстаёт в виде:

    (9)

где к - частота процессов воздействия на ландшафт.

Разрешая это условие относительно  при известной циклической частоте воздействия, получается полная и популяционная критические интенсивности воздействия, а решая это же уравнение относительно k при заданной интенсивности, можно найти частоту воздействия, и по возможности сдвинуть эту частоту так, чтобы на пик воздействия приходился пик прироста биомассы.

Отметим также временные хаpaктеристики геосистемы, подвергшейся антропогенному воздействию.

К примеру, воздействия представлены вектором

               (10)

Тогда однофазная модель геосистемы приобретает вид

              (11)

С учетом того, что на конкретном ландшафте или его участке с 1 м2 покрытой площади поступает определенная часть детрита, получим измененные потоки в пул детрита от ярусов «1» и «4»:  и . Если интенсивность переработки поступившего детрита составляет условно постоянную величину в d кг/с, тогда изменение детритных параметров системы с первоначального уровня до уровня, на котором они окажутся в результате воздействия, произойдет через время

              (12)

Время, вычисленное по (12), будем именовать хаpaктерным временем напряжения геосистемы.

Если во время действия вектора (10) оказано дополнительное воздействие, то хаpaктерное время напряжения будет вычисляться как

TН= +                           (13),

т.е. каждый дополнительный процесс даст результат через время изменения детрита системы в результате оказанного воздействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лапко А.В., Цугленок Г.И., Цугленок Н.В. Имитационные модели прострaнcтвенно распределенных экологических систем//Новосибирск, Наука, 1999.
  2. Клёнов М.В., Ольшанский А.М., Рязанов А.Ю. Развитие и моделирование геосистем как сложный многофакторный процесс//Самара, 2004.
  3. Ханвелл Дж., Ньюсон М. Методы географических исследований. 2 выпуск. Физическая география//М., Прогресс, 1977


СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ Статья в формате PDF 331 KB...

22 04 2024 21:47:46

МЕТАФИЗИКА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В НАСЛЕДИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

МЕТАФИЗИКА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В НАСЛЕДИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В данной статье освещается тема метафизики границ бытия человека в немецкой классической философии. Анализ данной темы основан на трудах Канта и Гегеля. В статье отмечается, что, согласно воззрениям Канта и Гегеля, становление человеческой природы тесно связано с религией, а достигается в условиях государственной формы бытия. ...

21 04 2024 1:39:47

ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ KNO3 В ПОРАХ МАЛЫХ РАЗМЕРОВ

ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ KNO3 В ПОРАХ МАЛЫХ РАЗМЕРОВ Статья в формате PDF 282 KB...

18 04 2024 4:37:33

ИСТОЧНИК УФ ИЗЛУЧЕНИЯ С ЭНЕРГИЕЙ ФОТОНОВ 7-15 эВ

Статья в формате PDF 305 KB...

17 04 2024 5:11:22

56 интересных фактов о ежах

56 интересных фактов о ежах Колючки ежа на самом деле являются измененными волосами...

13 04 2024 1:31:14

РЕЦЕПТУРА В АЛГОРИТМАХ (учебное пособие)

РЕЦЕПТУРА В АЛГОРИТМАХ (учебное пособие) Статья в формате PDF 98 KB...

12 04 2024 17:53:59

ВЛИЯНИЕ РАДИАЦИИ НА ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ

ВЛИЯНИЕ РАДИАЦИИ НА ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ Статья в формате PDF 257 KB...

06 04 2024 22:13:28

АТОМ. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА (электронное издание)

АТОМ. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА (электронное издание) Статья в формате PDF 278 KB...

02 04 2024 4:14:11

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...

20 03 2024 5:23:34

Экология и здоровье

Экология и здоровье Статья в формате PDF 245 KB...

18 03 2024 15:59:24

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ Статья в формате PDF 108 KB...

17 03 2024 22:27:20

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::