МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ ТРАХЕИ КРЫС В УСЛОВИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Целью настоящего исследования является изучение лимфоидных образований трахеи и их взаимоотношения с железами трахеи у крыс, предрасположенных к воздействию эмоционального стресса. Исследование провели на 20 крысах-самцах, предрасположенных к эмоциональному стрессу, весом 280-300 грамм линии Вистар, разделённых на две группы: контрольную и экспериментальную. В качестве модели острого эмоционального стресса применяли иммобилизацию животных с электрокожным раздражением в течении одного часа. По окончании эксперимента животных декапитировали. Объектом исследования явилась лимфоидная ткань стенок трахеи. Материал фиксировали в 10 % нейтральном формалине, срезы окрашивали гематоксилином и эозином, азуром-II-эозином и по Маллори.
Лимфоидная ткань на гистологических срезах трахеи в собственной пластинке слизистой оболочки и в подслизистой основе представлена лимфоидными узелками без центров размножения и диффузной лимфоидной тканью. В контрольной группе животных лимфоидная ткань обильно локализуется вокруг расширенных выводных протоков желёз, которые обнаруживаются в собственной пластинке слизистой оболочки и в подслизистой основе. В отличие от контроля, у экспериментальной группы в просветах желёз и трахеи наблюдается присутствие секрета. Лимфоидные узелки равномерно распределены в передней, боковой и задней (перепончатая часть трахеи) стенках трахеи, в подслизистой основе. Купол расположен в собственной пластинке слизистой оболочки. Плотность клеток в лимфоидных узелках колeблется от 21 до 47 клеток на единицу площади 880 мкм² гистологического среза. На границе лимфоидных скоплений определяются стенки сосудов, которые расширены и полнокровны.
У экспериментальных животных в основании лимфоидных узелков плотность клеток лимфоидного ряда и плазматических клеток достоверно не изменяется по сравнению с контрольной группой.
Общее количество клеток в куполе лимфоидных узелков без центров размножения, расположенных в собственной пластинке слизистой оболочки, досто
верно уменьшается (в 1,6 раза). При этом почти в 1,5 раза уменьшается доля больших, средних и малых лимфоцитов. В то же время происходит достоверное увеличение доли стромальных ретикулярных клеток (в 3 раза), а деструктивно измененных и разрушенных клеток не достоверное увеличение в 1,2 раза.
В собственной пластинке слизистой оболочки трахеи крыс в экспериментальной группе концентрация лимфоидных и плазматических клеток достоверно не изменяется, по сравнению с контролем.
У животных опытной группы плотность клеток лимфоидного ряда в подслизистой основе, за счет молодых форм клеток (больших лимфоцитов в 1,7 раза и исчезнувших бластов), средних (в 1,9 раза) и малых (в 3,2 раза) лимфоцитов, достоверно меньше в 1,7 раза, чем в контроле.
Таким образом, исследование показало, что в лимфоидном аппарате стенок трахеи у животных, восприимчивых к стрессовому воздействию, отмечены структурно-функциональные нарушения, которые выражаются в усилении процессов деструкции лимфоцитов и снижении пролиферативной активности клеток. Это приводит к резкому уменьшению в стенках трахеи количества лимфоцитов и плазматических клеток.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Иммунная система, стресс и иммунодефицит. - Москва, 2000.
- Сапин М.Р., Юрина Н.А., Этинген Л.Е. Лимфатический узел: структура и функции. - Москва, 1987.
- Васева Р.М. Лимфоидная ткань лёгкого и трахеальных лимфатических узлов в норме. - Москва, 1991.
- Аминова Г.Г. Современные данные о морфофункциональных особенностях лимфоидных фолликулов. - Арх. анат., № 1.Стр.60-68.
Статья в формате PDF 123 KB...
18 04 2024 11:55:33
16 04 2024 5:16:56
Статья в формате PDF 112 KB...
15 04 2024 10:57:44
Статья в формате PDF 101 KB...
14 04 2024 13:50:31
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 11:45:20
Cтатья посвящена исследованию влияния хлорида кадмия (0,25 мг/л) и ацетата свинца (0,5 мг/л) на активность катепсина Д в тканях сеголеток карпа. Результаты наших исследований свидетельствуют о наличии тканеспецифичности в изменении активности катепсина Д в ответ на действие ионов тяжелых металлов.Предлагается использовать показатели протеолитических ферментов в тканях рыб в качестве чувствительного теста на загрязнение водной среды ионами тяжелых металлов. ...
12 04 2024 12:28:16
Статья в формате PDF 322 KB...
11 04 2024 17:11:20
Статья в формате PDF 189 KB...
10 04 2024 12:49:17
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 18:36:25
Статья в формате PDF 328 KB...
07 04 2024 2:32:28
Статья в формате PDF 129 KB...
06 04 2024 20:15:19
Статья в формате PDF 100 KB...
05 04 2024 14:10:52
Статья в формате PDF 314 KB...
04 04 2024 6:59:37
Статья в формате PDF 253 KB...
03 04 2024 7:54:28
Статья в формате PDF 116 KB...
02 04 2024 20:36:24
Статья в формате PDF 124 KB...
01 04 2024 17:56:37
Статья в формате PDF 416 KB...
31 03 2024 18:16:28
Статья в формате PDF 185 KB...
30 03 2024 16:46:45
Статья в формате PDF 254 KB...
29 03 2024 8:24:14
Статья в формате PDF 299 KB...
28 03 2024 11:52:12
Статья в формате PDF 114 KB...
26 03 2024 12:51:40
Статья в формате PDF 140 KB...
25 03 2024 16:20:24
Статья в формате PDF 204 KB...
24 03 2024 5:25:57
Статья в формате PDF 132 KB...
23 03 2024 2:13:42
22 03 2024 23:59:18
Статья в формате PDF 103 KB...
21 03 2024 4:52:54
Статья в формате PDF 121 KB...
20 03 2024 22:54:47
Статья в формате PDF 162 KB...
19 03 2024 21:48:57
Статья в формате PDF 112 KB...
17 03 2024 17:33:46
Статья в формате PDF 138 KB...
15 03 2024 17:41:44
Статья в формате PDF 250 KB...
14 03 2024 21:42:59
Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...
13 03 2024 11:43:52
Статья в формате PDF 162 KB...
12 03 2024 13:52:58
Статья в формате PDF 123 KB...
11 03 2024 11:54:12
Статья в формате PDF 500 KB...
10 03 2024 7:59:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::