МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ ТРАХЕИ КРЫС В УСЛОВИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ ТРАХЕИ КРЫС В УСЛОВИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ ТРАХЕИ КРЫС В УСЛОВИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Морозова Е.В. Статья в формате PDF 106 KB В настоящее время, органы иммунной системы, наиболее динамичной при стрессовых воздействиях интенсивно изучаются [1], в связи с тем, что иммунная система является одной из интегративных систем организма. Лимфоидная ткань дыхательных путей является важной составной частью защитной системой организма [2,3]. Располагаясь у поверхности органов, лимфоидная ткань является первым специфически организованным барьером на пути проникновения антигенов из внешней среды [2,4]. В связи с этим, изучение лимфоидной ткани в стенках органов дыхательной системы при воздействии различного рода стрессовых факторов является актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение лимфоидных образований трахеи и их взаимоотношения с железами трахеи у крыс, предрасположенных к воздействию эмоционального стресса. Исследование провели на 20 крысах-самцах, предрасположенных к эмоциональному стрессу, весом 280-300 грамм линии Вистар, разделённых на две группы: контрольную и экспериментальную. В качестве модели острого эмоционального стресса применяли иммобилизацию животных с электрокожным раздражением в течении одного часа. По окончании эксперимента животных декапитировали. Объектом исследования явилась лимфоидная ткань стенок трахеи. Материал фиксировали в 10 % нейтральном формалине, срезы окрашивали гематоксилином и эозином, азуром-II-эозином и по Маллори.

Лимфоидная ткань на гистологических срезах трахеи в собственной пластинке слизистой оболочки и в подслизистой основе представлена лимфоидными узелками без центров размножения и диффузной лимфоидной тканью. В контрольной группе животных лимфоидная ткань обильно локализуется вокруг расширенных выводных протоков желёз, которые обнаруживаются в собственной пластинке слизистой оболочки и в подслизистой основе. В отличие от контроля, у экспериментальной группы в просветах желёз и трахеи наблюдается присутствие секрета. Лимфоидные узелки равномерно распределены в передней, боковой и задней (перепончатая часть трахеи) стенках трахеи, в подслизистой основе. Купол расположен в собственной пластинке слизистой оболочки. Плотность клеток в лимфоидных узелках колeблется от 21 до 47 клеток на единицу площади 880 мкм² гистологического среза. На границе лимфоидных скоплений определяются стенки сосудов, которые расширены и полнокровны.

У экспериментальных животных в основании лимфоидных узелков плотность клеток лимфоидного ряда и плазматических клеток достоверно не изменяется по сравнению с контрольной группой.

Общее количество клеток в куполе лимфоидных узелков без центров размножения, расположенных в собственной пластинке слизистой оболочки, досто
верно уменьшается (в 1,6 раза). При этом почти в 1,5 раза уменьшается доля больших, средних и малых лимфоцитов. В то же время происходит достоверное увеличение доли стромальных ретикулярных клеток (в 3 раза), а деструктивно измененных и разрушенных клеток не достоверное увеличение в 1,2 раза.

В собственной пластинке слизистой оболочки трахеи крыс в экспериментальной группе концентрация лимфоидных и плазматических клеток достоверно не изменяется, по сравнению с контролем.

У животных опытной группы плотность клеток лимфоидного ряда в подслизистой основе, за счет молодых форм клеток (больших лимфоцитов в 1,7 раза и исчезнувших бластов), средних (в 1,9 раза) и малых (в 3,2 раза) лимфоцитов, достоверно меньше в 1,7 раза, чем в контроле.

Таким образом, исследование показало, что в лимфоидном аппарате стенок трахеи у животных, восприимчивых к стрессовому воздействию, отмечены структурно-функциональные нарушения, которые выражаются в усилении процессов деструкции лимфоцитов и снижении пролиферативной активности клеток. Это приводит к резкому уменьшению в стенках трахеи количества лимфоцитов и плазматических клеток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Иммунная система, стресс и иммунодефицит. - Москва, 2000.
  2. Сапин М.Р., Юрина Н.А., Этинген Л.Е. Лимфатический узел: структура и функции. - Москва, 1987.
  3. Васева Р.М. Лимфоидная ткань лёгкого и трахеальных лимфатических узлов в норме. - Москва, 1991.
  4. Аминова Г.Г. Современные данные о морфофункциональных особенностях лимфоидных фолликулов. - Арх. анат., № 1.Стр.60-68.


КАНДИДОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ

КАНДИДОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ Статья в формате PDF 113 KB...

17 04 2024 1:32:40

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов Cтатья посвящена исследованию влияния хлорида кадмия (0,25 мг/л) и ацетата свинца (0,5 мг/л) на активность катепсина Д в тканях сеголеток карпа. Результаты наших исследований свидетельствуют о наличии тканеспецифичности в изменении активности катепсина Д в ответ на действие ионов тяжелых металлов.Предлагается использовать показатели протеолитических ферментов в тканях рыб в качестве чувствительного теста на загрязнение водной среды ионами тяжелых металлов. ...

12 04 2024 12:28:16

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 273 KB...

09 04 2024 7:56:36

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ОПУСТЫНИВАНИЯ СТЕПЕЙ ТУВЫ

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ОПУСТЫНИВАНИЯ СТЕПЕЙ ТУВЫ Статья в формате PDF 157 KB...

27 03 2024 12:22:27

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫБОЛОВНЫХ СИСТЕМ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫБОЛОВНЫХ СИСТЕМ Статья в формате PDF 106 KB...

18 03 2024 10:45:21

ЗАНЯТИЯ В СЕКЦИИ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

ЗАНЯТИЯ В СЕКЦИИ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА Статья в формате PDF 250 KB...

16 03 2024 22:54:39

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

13 03 2024 11:43:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::