ПРИНИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, КАК ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Идея, как высшая, наиболее эвристичная форма понятия (познания сущности) преобразуется в своем развитии в формы принципа, метода, теории и т.д. Убедительным подтверждением этому является, например, идея дискретности или квантования. Идея дополнительности значительно моложе, но и она являет нам свою эвристическую и диалектическую сущность, проникая в самые различные науки, преобразуясь и трaнcформируясь в них в самых разных формах. Как «бегство от дуализма», от крайнего противопоставления квантовых и волновых представлений, как своеобразное «сочетание несочетаемого», она зародилась в физике (1927 г., Нильс Бор), имея своими основаниями принцип соответствия, формулы Луи де Бройля, соотношения неопределенностей Гeйзенберга. В своем стремлении к гармоничному единству наук о Природе, Нильс Бор исходил из того, что: «Противоположности не противоречивы, а дополнительны», что: «Противоположности являются дополнениями», писал о дополнительности биологического и физико-химического её описаний. Идея дополнительности способствовала введению в науку понятия (принципа) относительности к средствам наблюдения (влияние субъекта - наблюдателя и приборов на проявления свойств микрообъектов). «По предположению Бора можно назвать дополнительными те свойства, которые проявляются в чистом виде лишь при взаимоисключающих условиях ... Рассматривать одновременное проявление дополнительных свойств (в их чистом виде) не имеет смысла; этим и объясняется отсутствие противоречия в понятии «карпускулярно-волновой дуализм» (В.А. Фок, 1969 г.).
Считая «истину» и «ясность» взаимодополняющими категориями, Н.Бор не стремился к четкому определению принципа дополнительности, но, обобщая вышесказанное, можно истолковать его так: любая квантовая система (и любой микрообъект) хаpaктеризуется парами взаимодополняющих свойств (и соответствующих величин), одновременное проявление (и измерение с какой угодно точностью) которых невозможно. Мы полагаем, что, объединив его с законами единства и взаимодействия противоположностей, отрицания отрицания и распространив его на науки о человеке, можно обобщенный принцип дополнительности сформулировать так: в системе свойств любого объекта или субъекта относительно устойчиво асимметрично гармонируют пары взаимодополняющих и, в частности, противоположных свойств, признаков или черт, одновременное и одинаково яркое проявление которых невозможно или маловероятно. В педагогике (и психологии) этот принцип удобно использовать в менее общей форме: в мышлении и в свойствах личности сосуществуют -относительно устойчиво асимметрично гармонируют, пары взаимодополняющих или противоположных форм, свойств или черт, одновременное и одинаково яркое проявление которых невозможно или маловероятно.
Интегративная и «человекоразмерная» диалектика, как логика и теория учебного познания и самопознания, - как педагогическая логика, методология и гносеология, все еще находится в стадии своего становления. Однако, вышеуказанные положения и подход к этой проблеме с «ключем понятий» позволили нам преобразовать принцип дополнительности в соответствующий метод педагогического мышления, которое мы рассматриваем, как наиболее диалектичное - идейно-понятийное субективно-эмоциональное рефлексирующее, мышление (любого человека!), направленное на развивающее и непрерывное образование и самообразование. Мы различаем виды этого мышления (профессиональное и непрофессиональное), его бинарные взаимодополняющие закономерности, свойства, стили, уровни развития и др. - его модель составляет ядро метода дополнительности. Главная технологическая часть этого метода - это рефлексивно-дополнительный подход, одиннадцать элементов которого мы раскроем в докладе.
Отметим, в заключение, что идея (принцип) дополнительности, в рамках вышеупомянутой педагогической логики, в своем развитии удовлетворяет у нас всем основным необходимым признакам понятия: обобщенность, необратимость, свернутость, осознаваемая этапность, системность, и рефлексивность.
Статья в формате PDF 133 KB...
27 03 2024 1:51:31
Статья в формате PDF 115 KB...
26 03 2024 9:44:40
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 4:57:27
24 03 2024 21:40:12
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 10:13:45
Статья в формате PDF 124 KB...
22 03 2024 15:20:10
Статья в формате PDF 214 KB...
19 03 2024 15:49:32
Статья в формате PDF 128 KB...
18 03 2024 5:28:29
Статья в формате PDF 125 KB...
16 03 2024 10:29:14
Статья в формате PDF 115 KB...
15 03 2024 4:14:17
Статья в формате PDF 120 KB...
14 03 2024 13:36:27
В лаборатории биохимии ФГУН «РНЦ «ВТО» им. акад. Г. А. Илизарова Росздрава» разработаны имплантационные материалы на основе кальцийфосфатных соединений, выделенных из костной ткани крупного рогатого скота. Технология получения материалов для имплантации включает в себя деминерализацию костной ткани с применением хлороводородной кислоты, осаждение из раствора кальцийфосфатных соединений, их очистку, высушивание и измельчение. Изучен качественный и количественный состав полученных материалов с применением сканирующей электронной микроскопии, инфpaкрасной спектроскопии и метода рентгеновского электронно-зондового микроанализа. Установлено, что материалы представляют собой порошкообразные смеси с включениями гранул диаметром от 100 до 2000 мкм. В состав материалов входят остеотропные элементы кальций, фосфор, магний, сера, которые однородно распределены в материале. ...
12 03 2024 16:32:11
11 03 2024 21:44:22
В статье приведены сведения о золотоносности щелочных и ультpaбазит-базитовых щелочных комплексов. Впервые обращено внимание на золотоносность карбонатитовых комплексов. Приведены данные о золотоносности шошонитовых и щелочных лампрофировых комплексов. Основными геолого-промышленными типами оруденения указанных комплексов являются жильные, жильно-штокверковые, порфировые мезотермальные, скарновые, а также эпитермальные золото-серебряно-теллуридные месторождения. Золото выявлено в комплексных месторождениях кобальт-медно-никелевых (типа Блэкбёд), ортомагматических платиноидных в «аляскинском» типе ультpaбазитов, в железо-оксидном медно-золоторудном классе месторождений типа Олимпик Дам и других. ...
10 03 2024 20:20:25
09 03 2024 7:39:52
08 03 2024 19:56:47
Статья в формате PDF 124 KB...
07 03 2024 16:29:47
Статья в формате PDF 111 KB...
05 03 2024 13:41:33
Статья в формате PDF 117 KB...
03 03 2024 5:53:37
Статья в формате PDF 119 KB...
01 03 2024 12:13:47
Статья в формате PDF 116 KB...
29 02 2024 3:13:28
Статья в формате PDF 121 KB...
28 02 2024 0:26:58
Статья в формате PDF 120 KB...
27 02 2024 16:28:32
Статья в формате PDF 129 KB...
26 02 2024 12:49:42
Статья в формате PDF 114 KB...
25 02 2024 7:33:49
Впервые показано, что у крыс с генотипом А2/А2 по локусу TAG 1A DRD2 с повышенной тревожностью имеет место сочетание генотипов N2N2 локуса NcoI DRD2 и АА локуса 256A/G гена SLC6A3, а также увеличение объемных хаpaктеристик базолатеральной группировки миндалевидного комплекса мозга. ...
24 02 2024 6:39:27
Статья в формате PDF 110 KB...
23 02 2024 5:28:42
Статья в формате PDF 109 KB...
20 02 2024 17:51:10
Статья в формате PDF 125 KB...
19 02 2024 19:13:13
Статья в формате PDF 122 KB...
18 02 2024 2:23:34
Статья в формате PDF 373 KB...
17 02 2024 15:10:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::