РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Вторая половина XX - начало XXI вв. в педагогике отмечены процессами существенного обновления содержания и методик обучения, стандартизацией образования, формированием рынка образовательных услуг, попытками задействовать научный капитал образования и передовой педагогический опыт, значительным ростом доли творческого труда в составе профессионально-педагогической деятельности, увеличением числа педагогов, стремящихся технологизировать образовательный процесс. Тем не менее эффективность деятельности части педагогов остается низкой из-за сложности непосредственного использования научных идей и передового педагогического опыта; недостаточной разработанности теории педагогической технологии.
Педагогическая технология является предметом дискуссий и научных споров в течение многих лет. Вклад в уточнение термина «педагогическая технология» и понимание его сущности внесли педагоги Л. А. Байкова, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Л. К. Гребенкина, В. В. Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, Г. Ю. Ксензова, А. С. Макаренко, В. М. Монахов, А. М. Новиков, В. Ю. Питюков, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Т. И. Шамова, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская, П. Д. Митчелл, А. Ламсдейн, Л. Салаи, М. Кларк, Д. Дж. Хокридж, К. Чедуик, Д. Финн, К. Бруслинг, Т. Сакамото и др.
Со второй половины XX в. педагогическая технология осмысливается от приемов до философии, в рамках научного знания рассматриваются проблемы технологизации педагогического процесса, определяются теоретические основы и пути пpaктической реализации педагогической технологии (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, Б. С. Блум, П. Я. Гальперин, О. В. Долженко, И. Я. Зязюн, М. В. Кларин, Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, М. М. Левина, Б. Т. Лихачев, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Н. Г. Руденко, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Ю. И. Турчанинова, В. Л. Шатуновский, Е. Н. Шиянов, В. А. Якyнин и др.).
Анализ существующих определений термина «педагогическая технология» привел нас к выводу о том, что наиболее удачным является определение, в соответствии с которым педагогическую технологию следует понимать как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на пpaктике заранее спроектированного педагогического процесса (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов). В. В. Гузеев соотносит определение педагогической технологии с технологическими парадигмами (эмпирической, алгоритмической, стохастической). Не ограничиваясь рамками технологических парадигм можно рассматривать соответствие педагогической технологии образовательным парадигмам. При анализе и использовании различных определений и концепций педагогической технологии необходимо осуществлять парадигмальный подход.
В последней четверти XX в. в педагогической пpaктике проявилась узость и однозначность целей педагогических технологий 50-80-х гг. Возникшие противоречия между применявшимися педагогическими технологиями и приоритетом развития человеческой индивидуальности, установкой на самоактуализацию и самореализацию личности привели педагогов к разработке педагогических технологий, отдающих предпочтение развитию деятельности, а не накоплению фактов; направленных на интенсификацию учебно-познавательной деятельности учащихся, что предполагает изучение функциональных возможностей ребенка в учебном процессе, выявление возможностей и закономерностей создания оптимальных условий для учебной деятельности при условии обеспечения психологического комфорта, содействующего развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика.
Анализ сложившейся ситуации в современной образовательной пpaктике позволил выявить противоречия между гуманизацией образования и ее недостаточным технологическим обеспечением; между широкой представленностью различных концепций педагогической технологии, ее теоретических и методологических оснований и неразработанностью должного смысло-логического согласования этих концепций как друг с другом, так и с отдельными направлениями технологического обеспечения гуманизации образования; между богатым методическим потенциалом обучения на технологической основе, накопленным отечественными педагогами, и его фрагментарным использованием в образовательной пpaктике.
В современной педагогике выделяются два актуальных направления исследования педагогической технологии - теоретическое и научно-прикладное. Теоретическое направление связано с поиском определения педагогической технологии в целях ее однозначного толкования; установлением структуры и функций педагогической технологии, ее существенных признаков; разработкой целостной теории проектирования и методологии экспертизы педагогических технологий. В научно-прикладном направлении акцент делается на проектирование и применение инновационных педагогических технологий в целях технологического обеспечения гуманизации образования.
Конец XX - начало XXI вв. хаpaктеризуются активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. В целях упорядочивания и систематизации многообразия технологий разpaбатываются различные классификации педагогических технологий (Г. К. Селевко, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. Г. Гульчевская, В. Т. Фоменко, С. А. Смирнов, Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. Ф. Исаев, В. М. Максимова, А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина, Г. Ю. Ксензова и др.), но ни одна из существующих не удовлетворяет одновременно требованиям непротиворечивости и полноты, единства оснований. Актуальной является проблема создания полной, логически непротиворечивой классификации педагогических технологий в целях упорядочивания и систематизации многообразия существующих технологий для того, чтобы педагоги могли свободно ориентироваться в существующем «веере» технологий и применять их на пpaктике.
Так как для педагогической технологии актуальны процессуальный аспект, этапность процесса обучения, инструментальность, способ конкретизации целей, вопросы управления процессом образования, то в качестве основы при классификации педагогических технологий необходимо рассматривать процессуальную часть, то есть технологию построения педагогического процесса. Наиболее приемлемыми могут быть классификации Г. К. Селевко и В. П. Беспалько. Правильно составленная классификация дает ясную картину всего многообразия классифицируемых объектов, позволяет удерживать их в едином мысленном каркасе, легко находить для каждого из вновь обнаруженных объектов расклассифицированной области наиболее конкретное и содержательное понятие, под которое он может быть подведен.
Статья в формате PDF 236 KB...
24 04 2024 12:57:11
Статья в формате PDF 301 KB...
23 04 2024 9:12:20
Статья в формате PDF 217 KB...
22 04 2024 23:48:50
Статья в формате PDF 303 KB...
20 04 2024 13:22:40
Статья в формате PDF 135 KB...
19 04 2024 4:45:57
Статья в формате PDF 110 KB...
18 04 2024 14:58:19
Представлены данные литературы, посвященные изучению консервативной тактике при травматических повреждениях селезенки. Показаны показания и противопоказания и необходимые условия для проведения консервативного лечения таких повреждений. ...
16 04 2024 8:13:25
Статья в формате PDF 206 KB...
15 04 2024 23:46:51
На конкретных примерах показана возможность применения принципа «наследственное ядро – динамическое окружение» к составлению математических (статистических) моделей многомерных воспроизводственно-циклических экономических явлений и процессов. В статье ставятся две цели: во-первых, на примере распределения предприятий Германии [4] показать популяционные закономерности, то есть доказать схожесть распределения предприятий по численности рабочих с популяциями живых существ; во-вторых, показать модели социальной динамики по данным групп семейных бюджетов Швеции и дать математическое осмысление закона убывающей доходности Гутенберга. ...
14 04 2024 14:48:59
Статья в формате PDF 130 KB...
13 04 2024 21:31:51
Статья в формате PDF 131 KB...
12 04 2024 19:23:32
Статья в формате PDF 108 KB...
11 04 2024 7:21:40
Статья в формате PDF 324 KB...
10 04 2024 18:29:23
В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном прострaнcтве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...
09 04 2024 16:10:45
Статья в формате PDF 140 KB...
08 04 2024 2:42:10
Статья в формате PDF 116 KB...
07 04 2024 14:19:15
Статья в формате PDF 109 KB...
05 04 2024 1:26:20
04 04 2024 7:58:42
В статье описаны связи между общественными науками и математикой. Приведены рекомендации о преподавании математики для студентов-гуманитариев. Библиогр. 4 назв. ...
03 04 2024 23:39:43
Статья в формате PDF 279 KB...
02 04 2024 21:40:40
Статья в формате PDF 117 KB...
01 04 2024 5:42:15
Статья в формате PDF 104 KB...
31 03 2024 23:15:24
Статья в формате PDF 102 KB...
29 03 2024 2:40:24
Статья в формате PDF 104 KB...
28 03 2024 17:13:29
Статья в формате PDF 117 KB...
27 03 2024 17:57:49
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 3:28:50
Статья в формате PDF 106 KB...
25 03 2024 19:11:23
Статья в формате PDF 108 KB...
23 03 2024 4:59:59
Статья в формате PDF 105 KB...
22 03 2024 1:30:21
20 03 2024 20:13:51
Статья в формате PDF 130 KB...
19 03 2024 9:43:32
Статья в формате PDF 257 KB...
18 03 2024 12:50:27
17 03 2024 8:44:56
Статья в формате PDF 113 KB...
16 03 2024 7:51:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::