СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Попов А.И. Статья в формате PDF 159 KB Глобальные изменения, происходящие на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей ействительности, непрерывно расширяющиеся информационное прострaнcтво способствует повышению активности человека в осознании личностно значимых и мировых процессов. Сегодня остро стоит проблема профессиональной адаптации и социализации человека в быстроменяющейся современной действительности.

Интенсификация жизненного и профессионального прострaнcтва человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является со­циально значимой. Учебное заведение в современных условиях должно обеспе­чить условия для более адекватного осознания молодым человеком путей сво­его личностного и профессионального развития, способов повышения собст­венной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и раз­вития способности к деятельности в экстремальных условиях.

Олимпиадное движение в высшей школе можно рассматривать как сопро­вождение процесса творческого саморазвития, которое выступает как взаимо­действие члeна олимпиадной микрогруппы и руководителя с целью помощи субъекту развития в решении проблем по повышению конкурентоспособности за счет преобразования ориентационного поля его развития, в качестве которо­го выступает чувство социально-интеллектуальной защищенности, компетент­ности, опыт взаимодействия с партнерами по олимпиадной микрогруппе, что позволяет интегрировать познавательные и социальные потребности личности для поиска будущим специалистом смысла профессиональной деятельности и содействует его полноценному личностному и профессиональному развитию через становление творческой компетентности.

В современных условиях олимпиадное движение выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становится проблематичным плодотворное развитие личности и переход от направляемой учебно-познавательной дея­тельности к саморазвивающейся научно - исследовательской.

Специфика сопровождения через систему олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в обра­зовательном процессе посредством усиления позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Конкретный человек с его индивиду­альными особенностями оказывается в центре внимания всех проводимых ме­роприятий, после чего идет поиск путей реализации будущего специалиста в профессиональной среде.

Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, являющаяся сложным интегративным процессом и включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающего­ся, способствующая обучающемуся максимально раскрыть свой творческий по­тенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной актив­ности, и ориентированная на формирование творческой компетентности лично­сти как важнейший ценности. Созданная олимпиадная среда обеспечивает про­стрaнcтво свободного творческого поиска уникального разрешения профес­сиональных творческих проблем.

Проектирование олимпиадной среды вуза должно сопровождаться:

  • ориентацией студента на рост профессиональных ценностей и убеждений;
  • обеспечение психологической поддержки творческой деятельности;
  • сопровождение индивидуального творческого профессионального развития студента;
  • единство индивидуального и комaндного творчества в олимпиадном движении.

Определяющими компонентами данной среды будут:

  • социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности члeнов микрогруппы;
  • внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуальной активности соответствует социальному заказу общества;
  • информационная среда, когда профессионально-ориентированные знания становятся инструментом разрешения профессиональных творческих ситуаций.

Процесс творческого саморазвития в олимпиадной среде следует рассмат­ривать как сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с творче­ской деятельностью личностно-значимых индивидуумов, приобретение навы­ков организации творческой деятельности и собственно процесса творчества. Успешность развития творческой компетентности специалиста будет зависеть, в том числе от сбалансированного сочетания этих трех видов деятельности.

Активизация интегрированной деятельности на основе сотрудничества и конкуренции именно в юношеском возрасте необходима в силу психофизиче­ских и социальных изменений, происходящих в этот период. Раздвигая рамки социального жизненного опыта молодых специалистов, помогая им увидеть творческую сторону производственной деятельности, олимпиадное движение становится средством самопознания, самовыражения и саморазвития.

В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противо­речия между организованностью социального института и перманентной неор­ганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основ­ных подходов к образованию:

  1. Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной лич­ности.
  2. Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально-значимых проблемных ситуаций.
  3. Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.
  4. Предоставление возможности обучающимся выpaбатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.
  5. Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.

Олимпиадное движение позволяет удовлетворить потребность «быть лич­ностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует куль­тивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.

Основными этапами развития специалиста инженерного профиля в систе­ме олимпиадного движения является:

  • формирование профессиональной направленности как самостоятельное и мотивированное отношение к выбору профессии;
  • формирование профессионального самоопределения как процесс принятия обоснованного решения о выборе профессии;
  • формирование пpaктической востребованности как интеграция социального заказа и личностной направленности;
  • формирование творческой профессиональной компетентности как совокупность индивидуальных качеств личности;
  • формирование готовности к дальнейшему саморазвитию;
  • становление и воспитание качеств личности, базирующихся на общечеловеческих ценностях.

Развитие креативности в системе олимпиадного движения включает сле­дующие аспекты:

  1. подготовительный, в результате которого у обучающихся формируется установка на творческое саморазвитие с перспективой профессиональной самореализации через актуализацию социальной значимости результатов творчества и личностной значимости процесса творчества;
  2. созидательный, на котором обучающийся включается в совместную деятельность в рамках олимпиадной микрогруппы под руководством лидера - педагога, обеспечивающего необходимые условия для творчества при решении профессионально-ориентированных задач;
  3. результативный, на котором участник олимпиадного движения дает объективную оценку своей работы и планирует дальнейшую деятельность по творческому саморазвитию.

Сопровождение в виде олимпиадного движения имеет несколько уровней:

Первый уровень - Центральная группа управления Всероссийской студен­ческой олимпиады при Федеральном агентстве по образованию - ставятся об­щие цели и определяются направления развития системы олимпиадного движе­ния.

Второй уровень - Центр студенческого олимпиадного движения универси­тета - конкретизируются цели и задачи с учетом специфики вуза.

Третий уровень - Олимпиадная микрогруппа - изучаются потребности студентов, происходит реализация конкретных методик и технологий, рефлек­сия, создается система оценки результатов творческого саморазвития.

Можно выделить следующие принципы организации олимпиадного дви­жения:

  • Мотивационной готовности - позволяет на основе учета текущих потребностей обучающихся развивать ключевые компоненты творческой компетентности.
  • Персонифицированность - учет личных устремлений конкретного участника олимпиадного движения, защита индивидуального профессионального развития.
  • Разноуровневость - позволяет организовать участие обучающихся волимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления в несколько этапов:
  1. Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический. Организуются олимпиады (индивидуальные, коллективные) по гуманитарным и социально-экономическим, естественно-научным, общепрофессиональным дисциплинам.
  2. Задачи - учебные и учебно - профессиональные ставятся преподавателем. Цель этапа - формирование творческого стиля мышления, психологической устой чивости, осознанного выбора профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству.
  3. Эвристический (профессионально - ориентированный). Проводятся конкурсы по направлению (по специальности). Задачи профессионально - ориентированные - ставятся преподавателем. Цель - адаптация к деятельности в условиях реального развивающегося производства.
  4. Креативный. Проводятся конкурсы инновационных проектов по направлению (специальности). Проблемные ситуации ставятся самими участниками. Цель - адаптация к творческой научной деятельности.
  5. Заключительный. Организуются конкурсы выпускных квалификационных работ (обычно заочно). Цель - определение уровня сформированности творческой компетентности специалиста и его конкурентоспособности.

Необходимо отметить, что олимпиадное движение позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки обучающихся. Лидера в олимпи­адном движении определяют с позиции общепризнанных качеств: уверенность в своих возможностях, общительность, способность к самоутверждению, урав­новешенность, объективность. Но основным фактором на наш взгляд является процесс формирования олимпиадной группы вокруг подлинного лидера-преподавателя, который как личность способен оказывать влияние на людей и объединять для достижения какой-либо цели, выражает когнитивные и творче­ские интересы олимпиадной микрогруппы. В тоже время преподаватель должен ского потенциала других, члeнов микрогруппы. Лидерами микрогруппы могут стать обучающиеся с повышенной мотивацией к достижениями и достаточным потенциалом социальной адаптивности. Развитую ступень лидерских способностей показывает способность к общению в процессе поиска решения творче­ской проблемной ситуации и умение оказывать воздействие на других члeнов группы с целью более активного вовлечения их в творческую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно - прогностический курс: Учебное пособие. Казань, 2005.
  2. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические хаpaктеристики: Монография. СПб., 2000.
  3. Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета//Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно - методической конференции. Тамбов, 2005. С.75-80.


О ПЛИОЦЕНОВОМ ПОХОЛОДАНИИ КЛИМАТА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ

О ПЛИОЦЕНОВОМ ПОХОЛОДАНИИ КЛИМАТА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ В северо-восточных предгорьях Алтая на междуречье Бии и Катуни скважиной вскрыты плиоценовые озерные отложения. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и ископаемая фауна моллюсков указывают на значительное похолодание и увлажнение климата по сравнению с теплым и аридным позднемиоценовым временем. По температурным условиям климат плиоцена мог быть близким современному климату в этом районе, но с годовым количеством осадков в два раза ниже. ...

15 04 2024 6:25:43

ВЛИЯНИЕ СВЕРХМАЛЫХ ДОЗ АСПИРИНА, АЦЕТИЛСАЛИЦИЛАТОВ КОБАЛЬТА И ЦИНКА НА БОЛЕВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КРЫС

ВЛИЯНИЕ СВЕРХМАЛЫХ ДОЗ АСПИРИНА, АЦЕТИЛСАЛИЦИЛАТОВ КОБАЛЬТА И ЦИНКА НА БОЛЕВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КРЫС В работе изучено противоболевое действие аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка в сверхмалых дозах (40·10–8, 40·10–10, 40·10–13 мг/кг). Все тестируемые соединения оказывали аналгетический эффект, наибольший – обнаружен при действии ацетилсалицилата цинка в дозе 40·10–8 мг/кг. Установлен аналгетический эффект ацетилсалицилата кобальта в сверхмалых дозах, не хаpaктерный для его терапевтической дозы (40 мг/кг). Оказалось, что ацетилсалицилаты кобальта и цинка в дозе 40·10–8 мг/кг превосходили по противоболевой эффективности аспирин в терапевтической и сверхмалых дозах. ...

14 04 2024 6:43:49

ВЛИЯНИЕ ГУСТОТЫ СТОЯНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ САХАРОВ В СОКЕ СТЕБЛЕЙ САХАРНОГО СОРГО В УСЛОВИЯХ АРИДНОЙ ЗОНЫ

ВЛИЯНИЕ ГУСТОТЫ СТОЯНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ САХАРОВ В СОКЕ СТЕБЛЕЙ САХАРНОГО СОРГО В УСЛОВИЯХ АРИДНОЙ ЗОНЫ Изучено влияние различной густоты стояния сахарного сорго на накопление сахаров в соке стeблей, сортов Юбилейное и Славянское поле ВС, в аридной зоне на различных типах почв. Установлено, что тип почвы дает незначительную прибавку в накоплении сахаров, но существенное влияние оказывает норма посева. Наибольшее накопления сахаров 12,6 т/га отмечено у сорта Славянское поле ВС при норме посева 100 тыс. шт. растений на 1 га. С увеличением нормы посева до 160 тыс. шт. на 1/га содержание сахаров в соке стeблей уменьшалось. ...

08 04 2024 20:24:30

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ Статья в формате PDF 256 KB...

05 04 2024 1:12:47

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА Статья в формате PDF 111 KB...

28 03 2024 16:45:25

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БАНКРОТСТВ

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БАНКРОТСТВ Статья в формате PDF 319 KB...

25 03 2024 7:43:21

ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Статья в формате PDF 268 KB...

21 03 2024 4:12:51

ДИНАМИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ

ДИНАМИКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ В статье дается хаpaктеристика современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Отмечаются изменения в структуре собственности на жилищный фонд, оцениваются тенденции развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, состояние кадров и платежно-расчетной дисциплины в отрасли, освещается политика администрации области в части организационных преобразований системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и обеспечения социальных гарантий для населения. ...

15 03 2024 14:46:47

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...

11 03 2024 19:44:39

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::