СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
Интенсификация жизненного и профессионального прострaнcтва человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является социально значимой. Учебное заведение в современных условиях должно обеспечить условия для более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития, способов повышения собственной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и развития способности к деятельности в экстремальных условиях.
Олимпиадное движение в высшей школе можно рассматривать как сопровождение процесса творческого саморазвития, которое выступает как взаимодействие члeна олимпиадной микрогруппы и руководителя с целью помощи субъекту развития в решении проблем по повышению конкурентоспособности за счет преобразования ориентационного поля его развития, в качестве которого выступает чувство социально-интеллектуальной защищенности, компетентности, опыт взаимодействия с партнерами по олимпиадной микрогруппе, что позволяет интегрировать познавательные и социальные потребности личности для поиска будущим специалистом смысла профессиональной деятельности и содействует его полноценному личностному и профессиональному развитию через становление творческой компетентности.
В современных условиях олимпиадное движение выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становится проблематичным плодотворное развитие личности и переход от направляемой учебно-познавательной деятельности к саморазвивающейся научно - исследовательской.
Специфика сопровождения через систему олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе посредством усиления позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Конкретный человек с его индивидуальными особенностями оказывается в центре внимания всех проводимых мероприятий, после чего идет поиск путей реализации будущего специалиста в профессиональной среде.
Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, являющаяся сложным интегративным процессом и включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося, способствующая обучающемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной активности, и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейший ценности. Созданная олимпиадная среда обеспечивает прострaнcтво свободного творческого поиска уникального разрешения профессиональных творческих проблем.
Проектирование олимпиадной среды вуза должно сопровождаться:
- ориентацией студента на рост профессиональных ценностей и убеждений;
- обеспечение психологической поддержки творческой деятельности;
- сопровождение индивидуального творческого профессионального развития студента;
- единство индивидуального и комaндного творчества в олимпиадном движении.
Определяющими компонентами данной среды будут:
- социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности члeнов микрогруппы;
- внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуальной активности соответствует социальному заказу общества;
- информационная среда, когда профессионально-ориентированные знания становятся инструментом разрешения профессиональных творческих ситуаций.
Процесс творческого саморазвития в олимпиадной среде следует рассматривать как сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с творческой деятельностью личностно-значимых индивидуумов, приобретение навыков организации творческой деятельности и собственно процесса творчества. Успешность развития творческой компетентности специалиста будет зависеть, в том числе от сбалансированного сочетания этих трех видов деятельности.
Активизация интегрированной деятельности на основе сотрудничества и конкуренции именно в юношеском возрасте необходима в силу психофизических и социальных изменений, происходящих в этот период. Раздвигая рамки социального жизненного опыта молодых специалистов, помогая им увидеть творческую сторону производственной деятельности, олимпиадное движение становится средством самопознания, самовыражения и саморазвития.
В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противоречия между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основных подходов к образованию:
- Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной личности.
- Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально-значимых проблемных ситуаций.
- Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.
- Предоставление возможности обучающимся выpaбатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.
- Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.
Олимпиадное движение позволяет удовлетворить потребность «быть личностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует культивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.
Основными этапами развития специалиста инженерного профиля в системе олимпиадного движения является:
- формирование профессиональной направленности как самостоятельное и мотивированное отношение к выбору профессии;
- формирование профессионального самоопределения как процесс принятия обоснованного решения о выборе профессии;
- формирование пpaктической востребованности как интеграция социального заказа и личностной направленности;
- формирование творческой профессиональной компетентности как совокупность индивидуальных качеств личности;
- формирование готовности к дальнейшему саморазвитию;
- становление и воспитание качеств личности, базирующихся на общечеловеческих ценностях.
Развитие креативности в системе олимпиадного движения включает следующие аспекты:
- подготовительный, в результате которого у обучающихся формируется установка на творческое саморазвитие с перспективой профессиональной самореализации через актуализацию социальной значимости результатов творчества и личностной значимости процесса творчества;
- созидательный, на котором обучающийся включается в совместную деятельность в рамках олимпиадной микрогруппы под руководством лидера - педагога, обеспечивающего необходимые условия для творчества при решении профессионально-ориентированных задач;
- результативный, на котором участник олимпиадного движения дает объективную оценку своей работы и планирует дальнейшую деятельность по творческому саморазвитию.
Сопровождение в виде олимпиадного движения имеет несколько уровней:
Первый уровень - Центральная группа управления Всероссийской студенческой олимпиады при Федеральном агентстве по образованию - ставятся общие цели и определяются направления развития системы олимпиадного движения.
Второй уровень - Центр студенческого олимпиадного движения университета - конкретизируются цели и задачи с учетом специфики вуза.
Третий уровень - Олимпиадная микрогруппа - изучаются потребности студентов, происходит реализация конкретных методик и технологий, рефлексия, создается система оценки результатов творческого саморазвития.
Можно выделить следующие принципы организации олимпиадного движения:
- Мотивационной готовности - позволяет на основе учета текущих потребностей обучающихся развивать ключевые компоненты творческой компетентности.
- Персонифицированность - учет личных устремлений конкретного участника олимпиадного движения, защита индивидуального профессионального развития.
- Разноуровневость - позволяет организовать участие обучающихся волимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления в несколько этапов:
- Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический. Организуются олимпиады (индивидуальные, коллективные) по гуманитарным и социально-экономическим, естественно-научным, общепрофессиональным дисциплинам.
- Задачи - учебные и учебно - профессиональные ставятся преподавателем. Цель этапа - формирование творческого стиля мышления, психологической устой чивости, осознанного выбора профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству.
- Эвристический (профессионально - ориентированный). Проводятся конкурсы по направлению (по специальности). Задачи профессионально - ориентированные - ставятся преподавателем. Цель - адаптация к деятельности в условиях реального развивающегося производства.
- Креативный. Проводятся конкурсы инновационных проектов по направлению (специальности). Проблемные ситуации ставятся самими участниками. Цель - адаптация к творческой научной деятельности.
- Заключительный. Организуются конкурсы выпускных квалификационных работ (обычно заочно). Цель - определение уровня сформированности творческой компетентности специалиста и его конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что олимпиадное движение позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки обучающихся. Лидера в олимпиадном движении определяют с позиции общепризнанных качеств: уверенность в своих возможностях, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность. Но основным фактором на наш взгляд является процесс формирования олимпиадной группы вокруг подлинного лидера-преподавателя, который как личность способен оказывать влияние на людей и объединять для достижения какой-либо цели, выражает когнитивные и творческие интересы олимпиадной микрогруппы. В тоже время преподаватель должен ского потенциала других, члeнов микрогруппы. Лидерами микрогруппы могут стать обучающиеся с повышенной мотивацией к достижениями и достаточным потенциалом социальной адаптивности. Развитую ступень лидерских способностей показывает способность к общению в процессе поиска решения творческой проблемной ситуации и умение оказывать воздействие на других члeнов группы с целью более активного вовлечения их в творческую деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно - прогностический курс: Учебное пособие. Казань, 2005.
- Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические хаpaктеристики: Монография. СПб., 2000.
- Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета//Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно - методической конференции. Тамбов, 2005. С.75-80.
Статья в формате PDF 130 KB...
18 04 2024 22:38:30
Статья в формате PDF 106 KB...
17 04 2024 0:24:45
Статья в формате PDF 174 KB...
16 04 2024 22:11:24
В северо-восточных предгорьях Алтая на междуречье Бии и Катуни скважиной вскрыты плиоценовые озерные отложения. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и ископаемая фауна моллюсков указывают на значительное похолодание и увлажнение климата по сравнению с теплым и аридным позднемиоценовым временем. По температурным условиям климат плиоцена мог быть близким современному климату в этом районе, но с годовым количеством осадков в два раза ниже. ...
15 04 2024 6:25:43
В работе изучено противоболевое действие аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка в сверхмалых дозах (40·10–8, 40·10–10, 40·10–13 мг/кг). Все тестируемые соединения оказывали аналгетический эффект, наибольший – обнаружен при действии ацетилсалицилата цинка в дозе 40·10–8 мг/кг. Установлен аналгетический эффект ацетилсалицилата кобальта в сверхмалых дозах, не хаpaктерный для его терапевтической дозы (40 мг/кг). Оказалось, что ацетилсалицилаты кобальта и цинка в дозе 40·10–8 мг/кг превосходили по противоболевой эффективности аспирин в терапевтической и сверхмалых дозах. ...
14 04 2024 6:43:49
Статья в формате PDF 290 KB...
13 04 2024 2:24:15
Статья в формате PDF 136 KB...
12 04 2024 19:59:54
Статья в формате PDF 103 KB...
11 04 2024 15:44:48
Статья в формате PDF 129 KB...
10 04 2024 5:41:13
Статья в формате PDF 207 KB...
09 04 2024 19:28:38
Изучено влияние различной густоты стояния сахарного сорго на накопление сахаров в соке стeблей, сортов Юбилейное и Славянское поле ВС, в аридной зоне на различных типах почв. Установлено, что тип почвы дает незначительную прибавку в накоплении сахаров, но существенное влияние оказывает норма посева. Наибольшее накопления сахаров 12,6 т/га отмечено у сорта Славянское поле ВС при норме посева 100 тыс. шт. растений на 1 га. С увеличением нормы посева до 160 тыс. шт. на 1/га содержание сахаров в соке стeблей уменьшалось. ...
08 04 2024 20:24:30
Статья в формате PDF 116 KB...
07 04 2024 2:48:12
06 04 2024 3:31:39
Статья в формате PDF 114 KB...
04 04 2024 1:32:12
Статья в формате PDF 137 KB...
03 04 2024 11:57:23
Статья в формате PDF 325 KB...
02 04 2024 17:43:34
Статья в формате PDF 302 KB...
01 04 2024 18:22:13
Статья в формате PDF 266 KB...
31 03 2024 0:28:25
Статья в формате PDF 257 KB...
30 03 2024 9:26:27
Статья в формате PDF 144 KB...
29 03 2024 1:48:43
Статья в формате PDF 111 KB...
28 03 2024 16:45:25
Статья в формате PDF 103 KB...
27 03 2024 17:51:10
Статья в формате PDF 527 KB...
26 03 2024 23:48:37
Статья в формате PDF 531 KB...
24 03 2024 7:25:34
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 22:48:17
Статья в формате PDF 119 KB...
22 03 2024 6:58:25
Статья в формате PDF 253 KB...
20 03 2024 9:13:35
Статья в формате PDF 118 KB...
19 03 2024 5:24:11
Статья в формате PDF 114 KB...
18 03 2024 14:19:56
Статья в формате PDF 119 KB...
17 03 2024 11:48:34
Статья в формате PDF 132 KB...
16 03 2024 7:41:18
В статье дается хаpaктеристика современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Отмечаются изменения в структуре собственности на жилищный фонд, оцениваются тенденции развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, состояние кадров и платежно-расчетной дисциплины в отрасли, освещается политика администрации области в части организационных преобразований системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и обеспечения социальных гарантий для населения. ...
15 03 2024 14:46:47
Статья в формате PDF 474 KB...
14 03 2024 1:28:55
Статья в формате PDF 135 KB...
13 03 2024 16:27:58
Статья в формате PDF 265 KB...
12 03 2024 17:59:43
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...
11 03 2024 19:44:39
Статья в формате PDF 102 KB...
10 03 2024 20:13:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::