ПСИХОЛОГО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОЛОГО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

ПСИХОЛОГО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Бозаджиев В.Л. Статья в формате PDF 150 KB

Формирование психолого-консультатив-ной компетенции - одна из наиболее трудноразрешимых задач в подготовке профессионального психолога. Если говорить точнее - это задача пpaктически не реализуемая в условиях профессиональной подготовки будущих психологов в вузе.

Анализ психолого-консультативной компетенции требует уточнения некоторых понятий. В работах, посвященных формированию профессиональной компетентности специалистов, чаще всего употрeбляются понятия «социальные компетенции» и «профессиональные компетенции». Мы же предпочитаем термин «социально-профессиональные компетенции». Анализ подходов к понятиям «социальная компетенция» (Александрова И.О., Вундерер Р., Гончаров С.З., Зимняя И.А., Максимова Н.Е., Петровская Л.А. и др.), «профессиональная компетенция» (Горб В.Г., Демин В.Д., Зеер Э.Ф., Плужник И.Л. и др.) отчетливо показывает, насколько тесно эти понятия взаимосвязаны по своему содержанию, насколько они взаимообусловливают друг друга. И это настолько естественно, насколько естественно, что любая профессиональная деятельность осуществляется людьми в их взаимодействии друг с другом, в конкретных социальных условиях.

Мы полагаем, что все компетенции в широком смысле слова по своему содержанию социальны, поскольку они формируются и проявляются в социуме. Следовательно, для нашего рассмотрения не имеет особого смысла дифференцировать понятия «социальная компетенция» и «профессиональная компетенция». Скорее мы должны говорить о компетенции социально-профессиональной.

Социально-профессиональные компетенции мы определяем как интегральные качества личности, проявляющиеся в общей способности и готовности ее к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности в условиях реальной социально-профессиональной ситуации, основанные на профессиональных знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения.

В ряду социально-профессиональных компетенций психолога особе место занимают психолого-консультативная компетенция. Мы рассматриваем ее как интегральное качество личности психолога, проявляющееся в способности и готовности самостоятельно и успешно осуществлять психологическое консультирование в разных формах его организации (индивидуальное, групповое, заочное и др.) и в разных сферах деятельности (иHTиMно-личностное, семейное, профессиональное, организационное и др.) в условиях реальной ситуации психологического консультирования, качество, основанное на профессиональных знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения.

Психолого-консультативную компетенцию мы рассматриваем - важный фактор формирования имиджа психолога-консультанта. В ней в концентрированном виде отражены такие существенные для формирования образа профессионального консультанта особенности (знания, умения, навыки, способности, опыт, ценности и др.), которые могут выступать основой создания имиджа представителя данной области пpaктической психологии.

Психолого-консультативная компетенция может включать в себя субкомпетенции, классифицируемые нами по двум основаниям: по формам организации и по сферам психологического консультирования. По формам организации - это субкомпетенции индивидуального консультирования, консультационной беседы, группового консультирования, консультирования по телефону, консультирования через Интернет, заочного консультирования (по переписке). По сферам психологического консультирования - это субкомпетенции иHTиMно-личностного консультирования, семейного консультирования, психолого-педагогического консультирования, профессионального консультирования, организационного консультирования.

Наряду с вышеперечисленными, к формирующим имидж психолога-консультанта, следует отнести субкомпетенции: безусловного принятия клиента, концентрации на его жизненной ситуации, ориентации на его нормы и ценности; различения личных и профессиональных отношений; взаимодействия консультанта и клиента; конфиденциальности, соблюдения этических норм; эмпатического понимания и др.

Поскольку социально-профессиональная компетенция может проявиться только в условиях реальной социально-профессиональной ситуации, создать такую ситуацию в условиях организации учебного процесса в вузе пpaктически нереально. Сколько бы самых прекрасных лекций по психологическому консультированию не читалось, какие бы не проводились самые интересные и захватывающие дух семинарские или пpaктические занятия, сформировать психолого-консультативную компетенцию в вузе невозможно. Чего не достает? Нужен реальный клиент, реальный человек, реально нуждающийся в психологической помощи. Частично решить проблему могла бы учебная пpaктика студентов, предусмотренная учебным планом подготовки психологов. Однако и в этом случае приобретение навыков, способствующих готовности и способности будущего психолога самостоятельно проводить консультирование также весьма проблематично. Во-первых, потому, что маловероятно обращение потенциального клиента не к опытному специалисту, а к студенту-пpaктиканту. Во-вторых, присутствие пpaктиканта на индивидуальной консультации, которую проводит специалист-психолог, может рассматриваться как редкая удача. Остается только одно - приобретение психолого-консультативной компетенции в процессе самостоятельной профессиональной деятельности, уже после окончания обучения в вузе. Р. Мэй отмечает, что при современном уровне преподавания профессиональная подготовка психологов в вузе не всегда является залогом успехов в психологическом консультировании, а иногда даже, напротив, она мешает будущему консультанту. Поэтому Р. Мэй предлагает воспользоваться советом З.Фрейда - «учиться на пpaктике».

По мнению Р. Кочюнаса, минимальная длительность специального образования в области психологического консультирования должна быть не менее трех лет. Профессиональное становление психолога-консультанта требует несколько лет пpaктической деятельности, в течение которых психолог обретает пpaктический опыт, участвует в семинарах и курсах повышения квалификации, обсуждает свой пpaктический опыт с коллегами и супервизором.

На сегодняшний день в нашей стране, к сожалению, не сложилось четкого, более или менее адекватного представления о том, кто такой психолог, психолог-консультант, чем он отличается от психиатра или психотерапевта. В случае возникновения проблемы психологического хаpaктера, далеко не каждый может решить, как ему правильно поступить. Если обратиться к психологу, то возникают вопросы - как его найти, к какому психологу-консультанту обратиться, как узнать или определить - действительно ли это тот человек, который может профессионально оказать психологическую помощь и поддержку? И еще, в случае выбора, кому лучше всего отдать предпочтение - высококвалифицированному, опытному специалисту или, менее опытному психологу, но человеку, привлекающему своими личностными качествами - добротой, приветливостью, открытостью и т.п.?

Все эти вопросы непосредственно выводят нас на проблему имиджа психолога-консультанта и, соответственно, на проблему имиджевой компетенции психолога.

Имиджевая компетенция: интегральное качество, проявляющееся в способности и готовности самостоятельно и успешно формировать свой имидж психолога-консультанта.

Психолог может прибегать к двум способам создания или преобразования своего имиджа, предназначенного для людей, могущих стать его клиентами - либо обратиться к услугам имиджмейкера, либо решить эту проблему собственными усилиями.

Обращение к услугам имиджмейкера - специалиста целенаправленно занимающегося формированием имиджа заказчика - имеет некоторые преимущества. Очевидно, что имиджмейкер - человек знающий, компетентный, опытный специалист, который знает какой имидж необходимо создать, для кого, и знает, как это сделать. Но здесь возникает ряд вопросов: кого можно назвать имиджмейкером, откуда они берутся, кто и где их готовит? Учебных заведений, которые готовят имиджмейкеров на государственном уровне, у нас в стране нет. Всевозможные курсы, семинары и т.п., заявляющие о себе как учебные заведения по подготовке имиджмейкеров, или «имидж-технологов», на самом деле сосредоточены на обучении визажистов, парикмахеров, стилистов, которые могут сыграть какую-либо роль в разработке имиджа, однако только лишь на уровне внешнего облика заказчика. Это конечно необходимо, но недостаточно для полноценного формирования имиджа того или иного человека. Сегодня в качестве имиджмейкеров работают, как правило, специалисты, работающие в сфере рекламы, PR, менеджмента, но главным образом таковыми выступают, прежде всего, высококвалифицированные психологи.

Специалисты, работающие в сферах социальной, политической, экономической психологии, психологии менеджмента, рекламы, безусловно, и прежде всего претендуют на звание квалифицированного имиджмейкера. Следовательно, психолог сам вполне успешно может работать над созданием или преобразованием собственного имиджа. Зная механизмы формирования социальной перцепции, свои собственные индивидуальные и профессиональные особенности, требования клиентов, психолог при соответствующей мотивации может вполне успешно справиться с задачей формирования своего имиджа.

Одним из факторов, существенно влияющих на формирование такого имиджа, как раз и является социально-профессиональная компетентность психолога. Как показали результаты нашего исследования, людей (как возможных клиентов) привлекают в психологе, два момента - уровень его профессиональной компетентности и внешнеповеденческие хаpaктеристики. К последним относятся: настроение психолога, его паралингвистические хаpaктеристики; проксемические особенности; внешний облик; функциональные особенности; экстралингвистические особенности и др.

Ситуация сегодня такова, что в процессе профессиональной подготовки психологов, в частности подготовки их к психолого-консультативной работе требуется обратить более пристальное внимание на формирование социально-профессиональных компетенций, которые выступают основным фактором формирования имиджа, предназначенного для возможных клиентов консультанта.



ИНТЕГРАЦИЯ. РУССКИЕ ВОПРОСЫ – ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ

ИНТЕГРАЦИЯ. РУССКИЕ ВОПРОСЫ – ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ Статья в формате PDF 132 KB...

25 02 2024 22:24:24

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННЫХ ФОРМАХ РОЖИ

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННЫХ ФОРМАХ РОЖИ Статья в формате PDF 123 KB...

24 02 2024 5:24:32

ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКИ

ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКИ Статья в формате PDF 127 KB...

21 02 2024 0:47:45

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ (О РОЛИ ЦОР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ)

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ (О РОЛИ ЦОР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ) Статья в формате PDF 639 KB...

19 02 2024 22:34:55

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЯЧЕИСТЫХ КОМПОЗИТОВ ИЗ ТЕХНОГЕННЫХ ОТХОДОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЯЧЕИСТЫХ КОМПОЗИТОВ ИЗ ТЕХНОГЕННЫХ ОТХОДОВ Со дня введения новых СНиПов проектировщики и строители оказались в весьма затруднительном положении. Если строить из традиционных материалов пришлось бы толщину стен увеличить чуть ли не втрое. На наш взгляд, наиболее полно отвечают всем требованиям изделия из газобетона, которые могут одновременно служить стеновым и теплоизоляционным материалом. ...

14 02 2024 22:34:11

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА Статья в формате PDF 89 KB...

06 02 2024 23:53:19

АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПОСЛЕДСТВИЯМ БОЕВОГО СТРЕССА

АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПОСЛЕДСТВИЯМ БОЕВОГО СТРЕССА Статья в формате PDF 93 KB...

02 02 2024 11:42:28

Сравнительный анализ динамики формирования алкогольной зависимости у крыс линий Вистар и WAG/Rij с генотипом А1/А1 по локусу Taq 1A дофаминового рецептора второго типа (DRD2)

Сравнительный анализ динамики формирования алкогольной зависимости у крыс линий Вистар и WAG/Rij с генотипом А1/А1 по локусу Taq 1A дофаминового рецептора второго типа (DRD2) Изложенные в статье результаты свидетельствуют о тождестве динамики формирования алкогольной зависимости у неэпилептической линии крыс (Вистар) и крыс с абсансной эпилепсией (WAG/Rij). ...

29 01 2024 6:32:16

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Статья в формате PDF 340 KB...

28 01 2024 5:27:24

ГОРЧИЦА КАК КОНСЕРВАНТ

ГОРЧИЦА КАК КОНСЕРВАНТ Статья в формате PDF 256 KB...

23 01 2024 6:16:29

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ Статья в формате PDF 346 KB...

21 01 2024 4:48:16

ДРЕНАЖ ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ

ДРЕНАЖ ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ Статья в формате PDF 113 KB...

19 01 2024 17:59:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::