Формирование креативного мышления у студентов в процессе исследовательской деятельности
Глобальный шаг в развитии современного общества, произошедший в результате технического прогресса, ставит перед системой образования новые задачи при формировании конкурентоспособного специалиста в любой отрасли. При этом основной задачей является разработка и организация нестандартных подходов к решению возникающих в процессе профессиональной жизнедеятельности задач и ситуаций.
Согласно мнению Меерович М.И. и Шрагиной Л.И.: «Современному обществу необходима система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления как интеллектуальной системы - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т.д.» [1]
Основываясь на определениях ведущих психологов и педагогов в данной области, мы выделили свое понимание термина креативное мышление. Под креативным мышлением мы будем понимать способность мыслить не шаблонно, без использования бaнaльных идей, при этом процесс мышления должен происходить в результате возникновения внутреннего мотива и носить личностную заинтересованность в решении возникшей проблемы.
Формирование креативного мышления возможно в процессе творческой деятельности, то есть когда востребован познавательный интерес и осуществляются пpaктические действия с целью реализации личной потребности или решения профессиональной проблемы, которая содержит личностный смысл.
Проведя опрос среди преподавателей, с целью выявления деятельности студентов, в результате которой происходит проявление креативного мышления, и анализ ответов студентов на вопрос о том, какая обучающая деятельность наибольше востребует самостоятельное нестандартное решения, мы выявили, что это исследовательская деятельность или деятельность, содержащая исследовательские формы. Таким образом, наилучшим средством для формирования креативного мышления у студентов является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на решение творческих и исследовательских задач, которые необходимо решать в одну или несколько исследовательских операций.
При осуществлении исследовательской деятельности направленной на формирование креативного мышления преподаватель является организатором мыследеятельности. А это значит, что преподаватель в процессе исследовательской деятельности должен создавать ситуации и условия для активизации и востребованности у студентов креативного мышления. Выделим некоторые требования к организации такой исследовательской деятельности:
1. Необходимо, чтобы в процессе деятельности студент сознательно прилагал усилия к выдвижению новых и оригинальных идей.
2. Если студент ошибается при первой попытке, то необходимо обоснованно проанализировать его ошибочное мнение и предложить рассмотреть другие варианты или попробовать новые пути иссле- дования.
3. Необходимо создать условия для дискуссии, напоминать о девизе «в споре рождается истина».
4. Напоминать о критическом подходе к оценке своих идей и объективном подходе к оценке идей, принадлежащих специалисту в данной области исследования.
5. Необходимо создать условия для пpaктической проверки выдвинутых предположений и действий по решению предложенной проблемы.
6. Если в процессе деятельности у студента получается незапланированный результат, то необходимо обратить его внимание на поиск объяснения или ошибки, которая могла произойти в результате деятельности или в процессе выдвижения предположения.
7. Необходимо акцентировать внимание студента на соответствие полученных и предполагаемых результатов исследования.
Список литературы
1. Меерович М.И. Технология творческого мышления: пpaктическое пособи / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест, 2003. - С. 15-19.
Статья в формате PDF 110 KB...
23 04 2024 0:51:32
Статья в формате PDF 129 KB...
22 04 2024 19:52:15
Статья в формате PDF 125 KB...
21 04 2024 12:25:50
Статья в формате PDF 132 KB...
20 04 2024 19:10:58
Статья в формате PDF 108 KB...
19 04 2024 4:41:21
Статья в формате PDF 130 KB...
18 04 2024 1:17:17
Статья в формате PDF 117 KB...
17 04 2024 19:57:35
Статья в формате PDF 131 KB...
16 04 2024 20:27:31
Статья в формате PDF 101 KB...
15 04 2024 17:40:52
Статья в формате PDF 267 KB...
14 04 2024 1:54:43
Статья в формате PDF 128 KB...
13 04 2024 13:27:34
Статья в формате PDF 255 KB...
12 04 2024 14:24:41
Статья в формате PDF 104 KB...
11 04 2024 4:29:28
Статья в формате PDF 123 KB...
10 04 2024 15:17:34
Статья в формате PDF 147 KB...
08 04 2024 7:45:23
Статья в формате PDF 148 KB...
05 04 2024 13:49:31
Статья в формате PDF 120 KB...
04 04 2024 18:27:28
Статья в формате PDF 364 KB...
03 04 2024 20:45:22
02 04 2024 14:11:13
Статья в формате PDF 117 KB...
31 03 2024 21:21:23
Статья в формате PDF 339 KB...
30 03 2024 1:16:49
Статья в формате PDF 139 KB...
28 03 2024 5:40:10
Статья в формате PDF 292 KB...
26 03 2024 4:57:13
Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...
25 03 2024 19:13:17
Статья в формате PDF 315 KB...
24 03 2024 2:17:40
23 03 2024 8:33:44
Статья в формате PDF 476 KB...
22 03 2024 1:23:12
21 03 2024 11:45:58
20 03 2024 10:11:45
На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды. ...
19 03 2024 5:20:51
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2024 3:31:40
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::