ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕЙ ПЕТРИ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ СВЯЗИ
Внедрение новых технологий, позволяющих поставлять на телекоммуникационный рынок все большее количество услуг связи, заставляет мировое телекоммуникационное сообщество взглянуть на управление качеством, как на один из важнейших факторов эффективного развития рынка услуг связи. В настоящее время во всем мире требования потребителей к качеству услуг связи стали более дифференцированными и жесткими, что необходимо учитывать операторам связи для обеспечения эффективности их деятельности.
В современных условиях необходимы и важны не только оптимальное использование имеющихся ресурсов и повышение производительности труда, но и высокая степень управляемости, выражающаяся в гибкости и быстроте реагирования на изменение внешней бизнес-ситуации при ориентации на постоянное активное взаимодействие с потребителями услуг. Потребности пользователей определяют требования к ресурсам, которые затем трaнcформируются в реальные услуги с необходимым качеством (QoS), определяемым соглашениями типа SLA (Service Level Agreement). Это письменное соглашение между потребителем услуги и стороной, осуществляющей его предоставление, в котором изложены значения метрик для уровней предоставления услуги.
В зависимости от типа услуги, потребители могут измерить качество ее предоставления по одному из параметров:
- доступность;
- среднее количество сбоев за определенный период, их динамика;
- время, затрачиваемое на их устранение.
Соблюдение SLA обеспечивает процесс управления уровнем обслуживания (Service Level Management - SLM), входящий в библиотеку инфраструктуры информационных технологий (Information Technology Infrastructure Library - ITIL) [1]. Последовательность действий в рамках процесса управления уровнем обслуживания включает два компонента, составляющие процесс, которые во многом выполняются параллельно: первый, более высокого уровня, связан с выработкой договоренностей, второй, более низкого уровня, - с обеспечением выполнения достигнутых договоренностей.
Процесс управления уровнем обслуживания является соединительным звеном между процессом поддержки услуг и процессом предоставления услуг. Этот процесс не может функционировать отдельно, т. к. он подразумевает наличие, а также эффективную и результативную работу других процессов. Взаимосвязь этих процессов детально рассмотрена в структурной модели бизнес-процессов компании - поставщика услуг связи eTOM (The enhanced Telecom Operations Map) [2]. Отличительной чертой еТОМ является его гибкость, возможность интеграции с ITIL, что позволяет создавать комплексную, взаимосвязанную модель деятельности компании.
Для анализа представленной модели предлагается использовать методологию моделирования динамики дискретных систем, основанную на формализме раскрашенных сетей Петри Coloured Petri Net (CPN) [3]. Методология CPN близка к структурным методам моделирования систем. Соответственно, построение модели необходимо вести на основе принципов структурного анализа - декомпозиции и иерархического упорядочения подсистем. Параметры сети описываются специальным языком Coloured Petri Net Modeling Language (CPN ML) [3] и могут изменяться исходя из логики выполнения процесса управления уровнем обслуживания.
Применяя предложенный метод анализа, мы можем оценить уровень качества предоставляемых услуг. Доступность услуги вычисляется по формуле:
,
где: - количество успешных попыток получения услуги;
- общее количество попыток получения услуги.
Проанализировав статистику, получим среднее временя ожидания предоставления услуги Тср.ож. и количество случаев превышения Тмах.ож. Маркировка сети позволяет судить о среднем количестве инцидентов за единицу времени и их динамике.
Использование раскрашенных сетей Петри дает возможность провести детальное моделирование данного процесса. Приведенный метод анализа позволяет контролировать процесс управления уровнем обслуживания, оценивать соответствие показателей качества уровню сервиса, согласованному с потребителями, при необходимости корректировать параметры выполнения процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бон, Я. В. Введение в ИТ Сервис-менеджмент/Я. В. Бон, Г. Кеммерлинг, Д. Пондман. - М.: IT Expert, 2003. - 228 с.
- Засецкий А.В. Контроль качества в телекоммуникациях и связи/А.В. Засецкий, А.Б.Иванов, С.Д.Постников, И.В.Соколов - М.:Компания САЙРУС СИСТЕМС,2001. - 336с.
- Jensen, K. Coloured Petri Nets: Basic Concepts, ***ysis Methods and Practical Use. Vol. 1-3 / K. Jensen. - Sprinter-Verlag, 1997.
Статья в формате PDF 137 KB...
28 03 2024 21:55:47
Статья в формате PDF 124 KB...
27 03 2024 10:51:12
Статья в формате PDF 121 KB...
26 03 2024 4:40:41
Статья в формате PDF 115 KB...
25 03 2024 4:58:40
Статья в формате PDF 138 KB...
24 03 2024 2:57:46
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 12:53:18
22 03 2024 22:12:28
21 03 2024 3:34:48
Статья в формате PDF 106 KB...
20 03 2024 22:27:48
Статья в формате PDF 112 KB...
19 03 2024 23:51:51
Статья в формате PDF 194 KB...
17 03 2024 21:40:44
Статья в формате PDF 103 KB...
15 03 2024 16:12:53
Статья в формате PDF 106 KB...
13 03 2024 20:23:52
Статья в формате PDF 332 KB...
11 03 2024 10:56:32
Статья в формате PDF 342 KB...
08 03 2024 22:49:51
06 03 2024 2:28:33
05 03 2024 15:19:57
Статья в формате PDF 277 KB...
04 03 2024 22:13:19
Статья в формате PDF 116 KB...
03 03 2024 9:37:14
01 03 2024 14:13:31
Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. ...
29 02 2024 23:47:58
Статья в формате PDF 110 KB...
28 02 2024 4:54:47
Изучено становление лимфоидного аппарата и морфология органов пищеварительного тpaкта в зависимости от смены питания при создании экспериментальной модели. Исследованы 3 группы белых крысят линии «Вистар», из которых 2 группы - экспериментальные, 3-я - контрольная. Крысята получали естественное, смешанное и искусственное вскармливание. Установлены морфо-функциональные изменения в стенке тонкой, толстой кишки, желудка, паренхиме печени, охватывающие 3 стадии процесса адаптации к хаpaктеру питания. ...
27 02 2024 12:58:34
Статья в формате PDF 109 KB...
26 02 2024 11:27:59
Статья в формате PDF 108 KB...
24 02 2024 23:58:11
Статья в формате PDF 476 KB...
23 02 2024 16:21:45
Статья в формате PDF 124 KB...
22 02 2024 21:31:18
Статья в формате PDF 128 KB...
21 02 2024 22:29:21
Статья в формате PDF 122 KB...
20 02 2024 0:53:16
Статья в формате PDF 292 KB...
18 02 2024 15:48:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::