СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ
Развитие, в широком философском смысле его понимания, есть генетическая смена качественных состояний системы, хаpaктеризующаяся диалектическим отрицанием. Существуют менее объемные и более конкретные его определения в зависимости от объекта исследования или его бытия, например биологическое, социальное, экономическое, правовое развитие и др. Видоизменения, преобразования человеком реально существующих систем с необходимостью обнаруживают обязательность знания многих их параметров, свойств, чтобы не быть некомпетентным или раздавленным подобными реальными манипуляциями. Некомпетентность субъекта приводит к катастрофам разного уровня - биологическим, экологическим, политическим, воспитательным и пр.
Как только человек воспринял (доказал) наличие иерархии развития систем - от самого себя (как биологического индивида и личности) до семьи, группы, сообщества, общества, государства, цивилизации, - понимание развития становится (должно стать) общепризнанным, т. е. логико-методологическим и пpaктическим принципом преобразования мира природных, социальных и духовных объектов. Иначе говоря, одно из правил познания и преобразования действительности предписывает обязательный учет постоянного совершенствования объекта исследования.
Развитие любой системы - весьма сложный процесс, который с устойчивостью основного качества постоянно меняет свои качественные состояния, теряя старые и приобретая новые. Определение этих состояний является сложной познавательной процедурой, но тем не менее она под силу человеческому интеллекту, границы которого по истечении времени расширяются, о чем свидетельствует общественно-историческая пpaктика.
Следовательно, развитие - процесс глобальный. Локальные системы (таковыми являются относительно замкнутые в прострaнcтвенно-временном масштабе образования) имеют свои определители, иначе - критерии продвинутости, развитости, которые можно сравнивать с предшествующими состояниями системы или с другими аналогичными системами (эти аналогии имеют место в пpaктике познания государства в историческом разрезе или в сравнении с другими государствами). Более крупные образования, как правило, состоят из менее сложных систем (подсистем), что обусловливает смену логико-гносеологических парадигм их познания и совершенствование аппарата преобразования систем. Этот процесс все более и более абстрагируется, поднимаясь до мировоззренческого совершенства философской культуры.
Объективность развития объективных систем обусловливает совершенствование понятийного аппарата научной культуры и духовной сферы в целом. Этот факт установлен как научное явление. имеются проблемы в экстраполяции данного принципа на бесконечно или просто далекие миры, когда познавательные процедуры сильно деформируются, искажается информация и пр. Также существуют познавательные проблемы описания глобальности «непонятным» языком нынешней культуры.
Глобальность развития имеет свое направление и критерии, которые могут быть сквозными, или постоянными, и приобретенными, врéменными. Те и другие критерии особенно важны для пpaктики управления и локальными, и глобальными системами. Относительно замкнутые системы, скажем, биологический индивид, политический строй государства и пр., имеют свои критерии совершенствования, а также подчиняются более крупным по причине их включения в «матрешку», в иерархию более крупных систем, подсистемами которых они являются. Учитывая эту диалектику включенности друг в друга, субъект познания не нарушает правильность познавательного процесса.
Многообразность мира объективных образований, как, впрочем и духовных, обуславливают многообразие сложностей развития, его направлений и функционирования. Само развитие многообразно: развитие как объективный процесс возникает, затем наступает период (фаза) прогрессивного развития, на каком-то этапе развитие происходит с незначительными качественными изменениями ( развитие на «одной плоскости») и затем наступает фаза регресса, связанная с переходом этой системы в иное образование. И этот процесс жизни системы заново повторяется с иными хаpaктеристиками своего совершенствования или развития.
Философскими критериями развития являются:
- появление большого числа связей и отношений между внешними и более мелкими системами;
- степень организации и адекватности отражения внешних систем;
- появление новых возможностей и тенденций;
- степень активности системы, т. е. ее способность «находить» более устойчивые, сильные связи с другими системами;
- увеличение возможности расшифровки поступающей информации как из менее развитых (более мелких) систем, так и извне;
- ускоренная (увеличенная) передача накопленной информации;
- объем информационного запаса.
Познание глобальных систем обусловливает обнаружение и иных показателей совершенствования объектов исследования, которые в контексте философской культуры появляются с новыми конкретнонаучными открытиями сегодня. Знание системы существующих критериев, открытие новых, оптимизирует процесс их моделирования. Разумный человек должен знать содержание развития, если хочет быть таковым - разумным.
05 02 2025 6:10:48
Статья в формате PDF
112 KB...
04 02 2025 2:18:36
Статья в формате PDF
105 KB...
03 02 2025 16:23:39
Статья в формате PDF
113 KB...
02 02 2025 16:20:25
Статья в формате PDF
100 KB...
01 02 2025 4:33:53
Статья в формате PDF
101 KB...
31 01 2025 10:50:30
Статья в формате PDF
124 KB...
30 01 2025 14:18:26
Статья в формате PDF
163 KB...
29 01 2025 0:45:10
Статья в формате PDF
114 KB...
28 01 2025 4:57:29
Статья в формате PDF
128 KB...
27 01 2025 2:18:42
Статья в формате PDF
112 KB...
26 01 2025 3:52:13
Статья в формате PDF 117 KB...
25 01 2025 2:58:43
24 01 2025 22:49:40
Статья в формате PDF
115 KB...
23 01 2025 20:19:17
С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой.
Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе.
...
21 01 2025 23:30:23
Статья в формате PDF
126 KB...
20 01 2025 22:20:51
Статья в формате PDF
142 KB...
19 01 2025 12:47:54
18 01 2025 2:10:24
Статья в формате PDF
261 KB...
17 01 2025 1:51:36
Статья в формате PDF
271 KB...
16 01 2025 12:41:15
Статья в формате PDF
186 KB...
15 01 2025 14:19:26
Статья в формате PDF
316 KB...
14 01 2025 5:21:39
Статья в формате PDF
123 KB...
13 01 2025 6:46:49
11 01 2025 8:22:22
Статья в формате PDF
105 KB...
10 01 2025 20:17:48
Статья в формате PDF
129 KB...
09 01 2025 18:12:12
Статья в формате PDF
126 KB...
08 01 2025 5:21:58
Статья в формате PDF
194 KB...
07 01 2025 23:57:44
Статья в формате PDF
171 KB...
06 01 2025 14:50:55
Статья в формате PDF
288 KB...
05 01 2025 2:29:43
Статья в формате PDF
110 KB...
04 01 2025 8:25:47
Статья в формате PDF
126 KB...
03 01 2025 4:59:54
Статья в формате PDF
172 KB...
02 01 2025 19:11:28
Статья в формате PDF
110 KB...
30 12 2024 20:52:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::