ПОДБОР И СОЗДАНИЕ ИСХОДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СЕЛЕКЦИИ ГОРОХА В СЛОЖНЫХ ПОЧВЕННО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Беспрепятственное проникновение арктических масс воздуха с севера и сухих - из Казахстана и Средней Азии обусловливает резкие изменения погоды и неустойчивость климата. Континентальность его увеличивается по мере продвижения на юг. В общих чертах климат хаpaктеризуется суровой зимой, теплым, но непродолжительным летом, короткими переходными сезонами. Продолжительность дня в летние месяцы составляет 15-18 часов, что является благоприятным фактором для развития сельскохозяйственных культур. Средняя мecячная температура воздуха июля, самого теплого месяца в году, составляет 17,5-18,50С. Средняя температура января, самого холодного месяца года, -17 -200С (с юго-запада на северо-восток). Годовая амплитуда средних мecячных температур воздуха составляет 35-380С. Сумма эффективных температур (выше +10 0С) составляет 1860 - 1940 0С. Количество выпадающих осадков равно 232 мм.
Влияние экстремальных факторов среды (недостаток влаги, весенние и осенние заморозки, низкая среднесуточная температура воздуха) снижает биологический потенциал сельскохозяйственных растений.
Ведущей зернобобовой культурой в Тюменской области является горох. По сравнению с зерновыми культурами в семенах содержится больше в 2-2,5 раза белка и в 3 раза дефицитной аминокислоты - лизина. Недостаток его в комбикормах приводит к перерасходу фуражного зерна, снижает производительные функции и продуктивность животных.
Исследования проводились на опытном поле научно-производственной лаборатории ЗАО "НПФ Сибагроком" (г. Заводоуковск), расположенном в северной лесостепи Тюменской области.
Цель исследований - создание форм гороха с ценными признаками и высокой экологической пластичностью.
Подбор сортов для данного климата и селекционно-генетических программ, проводится на основе оценки в коллекционном питомнике, включающего сорта и линии гороха отечественной и зарубежной селекции в количестве 100-150 образцов.
Для гибридизации взяли сорта и номера гороха с различными контрастными хозяйственно - биологическими признаками: высота растений, высота прикрепления нижнего боба, междоузлий на растении, междоузлий с бобами, количество бобов на одном растении, количество зерен в бобе и на растении, масса зерна с растением, масса 1000 зерен, биологическая урожайность зерна, доля зерна в урожае, а также различного эколого-географического происхождения: Флагман 5 (Самара), Норд (Орел), Эрби (Германия), Омский 9 (Омск), Губернатор и номер 83 (Заводоуковск), Немчиновская 817 (Москва), номер 12(870С) (Тюмень).
При скрещивании по неполной диаллельной схеме восьми сортов гороха, относящихся к двум видам Pisum sativum и P. arvense, получено 28 гибридных форм. Общее количество опыленных цветков составило 398 штук, получено 202 гибридных боба и 724 гибридных зерен, при средней завязываемости зерен 46,0 %. Наиболее эффективными были комбинации Эрби х Губернатор, Эрби х 83, Эрби х Немчиновская 817.
В качестве одного из критериев эффективности скрещиваний нередко используют проявление гетерозиса у гибридов первого, а в ряде случаев и последующих поколений.
Эффект гетерозиса в первом и во втором поколениях обнаружен по 9 количественным признакам. Выявлены комбинации, обладающие наиболее высоким гетерозисом, в первом поколении по длине до первого фертильного узла (63%), высоте растения (59%) и массе зерна с растения (52%), во втором поколении - массе зерна с растения (63%), количеству бобов на растении (56%), количеству фертильных узлов (52%). Выявлены гибридные комбинации гороха, обеспечивающие гетерозисный эффект по признакам продуктивности при испытании в различные годы. Наиболее высокие значения признаков отмечены у межвидовых гибридов 12(870с) х Немчиновская 817, Губернатор х Немчиновская 817 и внутривидовых - Эрби х Омский 9, Флагман 5 х 12(870с).
Установление коррелятивных связей играет важную роль в селекционно-агротехнических программах, ставящих своей целью управление адаптивным потенциалом культивируемых растений. Изучена корреляционная связь гибридов второго поколения между продуктивностью растения и различными количественными признаками. Выявлена сильная взаимосвязь массы зерна с количеством зерен с растения (r=0,83±0,08), средняя по трем признакам - количество фертильных узлов (r=0,38±0,14), количество бобов на растении (r=0,51±0,13), количество зерен в бобе (r=0,59±0,12) и слабая - длина растения, количество междоузлий, длина до первого фертильного узла.
Проведена оценка гибридов гороха третьего поколения по комплексу хозяйственно-ценных признаков, выделены 18 константных образцов гороха. Все они относятся к посевному гороху, усатого типа, с высокой устойчивостью к полеганию, к поражению болезнями.
Такой показатель, как длина стeбля варьировал от 79,8 см (Эрби х Омский 9) до 107,5 см (Эрби х 83 и 83 х 12(870с)), у районированного по региону сорта Флагман 5 - 147,0 см. По количеству фертильных узлов стандарт превысили два образца - Эрби х Омский 9 и Эрби х 83, соответственно - на 1,8 и 0,3 шт. Гибридная комбинация Эрби х Омский 9 по количеству бобов с растения превысила стандарт на 2,2 шт. Количество зерен в бобе варьировало от 2,9 (Эрби х 83) до 6,3 шт. (Омский 9 х 12(870)). У Флагмана 5 этот показатель составил 4,3 шт. Содержание белка в зерне гороха варьировало от 18,94 до 20,16%.
Статья в формате PDF
100 KB...
11 02 2025 7:11:29
Рассмотрены корреляты как дополнительные параметры описания объектов. Рассмотрены виды коррелят. Раскрывается понятие коррелятивные показатели. Показано, как влияют корреляты на качество анализа и оценки. Для этого использовано понятие информационная модель объекта. Введено понятие коррелятивной информационной модели объекта (КИМО) Введено понятие производного коррелятивного показателя. (ПКП) Показано, что использование коррелятивного показателя позволяет создавать нелинейные экономико-математические модели. Эти нелинейные модели дают более точное описание изменения стоимости комплексов из разных объектов при существенном влиянии коньюнктурных факторов. Раскрыты основы коррелятивного подхода как инструмента описания, анализа и экономической оценки. Приведены примеры использования коррелятивного подхода. Показаны преимущества коррелятивного подхода.
...
10 02 2025 7:52:31
Статья в формате PDF
219 KB...
09 02 2025 18:25:17
Статья в формате PDF
116 KB...
08 02 2025 13:12:37
Статья в формате PDF
737 KB...
07 02 2025 20:14:18
Статья в формате PDF
114 KB...
06 02 2025 20:21:22
Статья в формате PDF
253 KB...
05 02 2025 4:35:21
Статья в формате PDF
120 KB...
03 02 2025 8:14:46
Статья в формате PDF
245 KB...
01 02 2025 4:43:17
Статья в формате PDF
251 KB...
31 01 2025 12:24:24
Статья в формате PDF
215 KB...
30 01 2025 10:58:30
Статья в формате PDF
267 KB...
29 01 2025 9:46:44
Статья в формате PDF
108 KB...
28 01 2025 9:41:29
Статья в формате PDF 124 KB...
27 01 2025 6:37:40
Рассматриваются особенности изменения растительности и почв на протяжении пяти историко-экологических этапов трaнcформации восточноевропейских степей во второй половине голоцена. Получены оценки поступающей в почву фитомассы, величина изымаемой продукции (в массовом выражении и через энергетические эквиваленты), а также величины энергии, формируемой в процессе гумусообразования. Установлено, что за 5000 лет отношение энергии расхода-прихода растительного вещества изменилось от 1:28 до 1:0,4, а ежегодное поступление гумуса в почвы снизилось с 5,4 до 1,6 МДж/кв. м.
...
26 01 2025 8:20:55
Статья в формате PDF
137 KB...
25 01 2025 11:50:32
Статья в формате PDF
252 KB...
24 01 2025 14:44:21
Статья в формате PDF
121 KB...
23 01 2025 5:19:43
Статья в формате PDF
166 KB...
22 01 2025 18:46:23
20 01 2025 14:53:51
Статья в формате PDF
162 KB...
19 01 2025 9:16:32
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе.
...
18 01 2025 6:15:45
Статья в формате PDF
138 KB...
17 01 2025 17:35:57
Статья в формате PDF
109 KB...
16 01 2025 2:18:14
Статья в формате PDF
110 KB...
15 01 2025 8:16:47
Статья в формате PDF
141 KB...
13 01 2025 14:54:17
Статья в формате PDF
395 KB...
12 01 2025 19:48:18
Статья в формате PDF
129 KB...
11 01 2025 9:34:43
В районе падения отделяющихся частей paкет-носителей и возможного загрязнения нефтепродуктами изучены основные хаpaктеристики и особенности организации лесных сообществ дереворазрушающих грибов в высотно-поясном градиенте.
...
10 01 2025 21:43:19
09 01 2025 11:57:29
Статья в формате PDF
105 KB...
08 01 2025 22:11:20
Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным.
...
07 01 2025 4:42:57
Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы поддержать в ребенке стремление к освоению высших ценностей, создать условия, в которых ребенок сможет строить свою личность самостоятельно, накапливать индивидуальный познавательный опыт. Физика наряду с другими фундаментальными науками дает возможность развивать творческие способности учащихся, навыки системного мышления.
...
06 01 2025 1:18:40
Статья в формате PDF
302 KB...
05 01 2025 6:33:10
Статья в формате PDF
113 KB...
03 01 2025 14:32:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::