ОЦЕНКА АНТИОКСИДАНТНОГО СТАТУСА БОЛЬНЫХ ЛИМФОМОЙ ХОДЖКИНА В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ВЫСОКОДОЗНОЙ ПОЛИХИМИОТЕРАПИИ С ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ КЛЕТОК–ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ГЕМОПОЭЗА
В настоящее время в лечении лимфомы Ходжкина (ЛХ) достигнуты значительные успехи. Однако для резистентных и рецидивирующих форм этого заболевания одним из наиболее эффективных подходов в лечении является высокодозная полихимиотерапия (ВДПХТ) с восстановлением кроветворения трaнcплантацией аутологичного гемопоэтического материала, что позволяет увеличить продолжительность жизни больных и в большем проценте случаев достигать ремиссии. В связи с этим становятся актуальными исследования метаболических внутриклеточных процессов для понимания биохимических механизмов, происходящих на молекулярном уровне на различных этапах реабилитации больных для разработки мероприятий по улучшению качества жизни больных и метаболической коррекции выявленных нарушений, для снижения токсического воздействия цитотоксического лечения.
Цель работы - изучить метаболические нарушения в тромбоцитах больных ЛХ в период реабилитации после ВДПХТ с трaнcплантацией клеток - предшественников гемопоэза.
Материалы и методы. Было обследовано 24 больных, находившихся на лечении в ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН в отделении трaнcплантации костного мозга, интенсивной химиотерапии и реанимации. Они получили ВДПХТ по схеме ВЕАМ: BCNU по 300 мг/м2 или CCNU по 350 мг/м2, Этопозид по 1200 мг/м2, Цитарабин по 1600 мг/м2, Мельфалан по 140 мг/м2. После проведенной ВДПХТ все больные получили монотрaнcплантацию аутологичного крио-консервированного с ДМСО костного мозга или сочетанную трaнcплантацию аутологичного крио-консервированного с ДМСО костного мозга вместе с клетками-предшественниками гемопоэза (КПГ) из периферической крови в день 0 (день трaнcплантации костного мозга и периферических КПГ).
Антиоксидантный статус (АОС) тромбоцитов определяли перед лечением, через 1, 12 и 24 месяца после ВДПХТ. Для сравнительного анализа исследовали показатели АОС у 30 здоровых человек без явно выраженных сопутствующих заболеваний.
В лизированных тромбоцитах, выделенных при помощи глюкозо-солевого раствора, определяли активность супероксиддисмутазы (СОД), каталазы, глутатион-S-трaнcферазы (ГТ), глутатион-редуктазы (ГР), глутатион-пероксидазы (ГП), а также содержание глутатиона и малонового диальдегида (МДА). Результаты анализов рассчитывали на 1 мг белка, определяемого по методу Бредфорда. Статистический анализ результатов исследования произведен программой «Статистика 6.0» непараметрическим методом. Корреляционный анализ выполнен методом Спирмена.
Результаты. У всех обследованных больных ЛХ перед ВДПХТ изучаемые показатели оказались значительно выше, чем у здоровых людей, что, вероятно, обусловлено инициализацией свободно-радикального окисления и разбалансировкой регуляции механизмов антиоксидантной защиты при развитии опухолевого процесса, а также последствиями ранее проводимого химиотерапевтического лечения.
Ретроспективное исследование показало, что у 18 больных наблюдалась ремиссия (полная или частичная) и у 6 - прогрессирование заболевания.
При разделении больных на группы ремиссии и прогрессирования заболевания отмечается значительная разница как в активности основных ферментов первой линии внутриклеточной защиты - СОД и каталазы, так и в системе глутатиона. У больных с ремиссией активность СОД была на 31% ниже, а каталазы на 29% выше, чем в группе прогрессирования. Показатели глутатиона и активности ГР оказались выше в группе больных с хорошим лечебным эффектом, тогда как ГТ и ГП активнее у больных с прогрессированием процесса. Следует отметить, что пpaктически у всех больных с исходно высоким уровнем МДА лечение оказалось неэффективным (r=0,50; р=0,041).
Полученные результаты показывают выраженные метаболические нарушения оксидант-антиоксидантного баланса в клетках больных, вызванные негативным действием свободных радикалов, и приводящие к снижению или изменению активных функций клеток.
При анализе данных, полученных при изучении показателей ПОЛ и системы глутатиона через 1 месяц после ВДПХТ, выявлена отрицательная динамика по ряду показателей: активация каталазы и СОД на фоне дисбаланса в функционировании ГП и ГР, составляющих единую глутатионовую антиперекисную систему, осуществляемую восстановительный цикл глутатиона, а также уровня МДА, обладающего мутагенными и цитотоксичными свойствами. Повышение указанных показателей антипероксидной защиты на данном этапе, прежде всего, связано с проводимым агрессивным лечением, поскольку в клетке под действием химиопрепаратов происходит нерегулируемая активация ПОЛ с накоплением реактивных форм кислорода, что приводит к усилению процессов пероксидации фосфолипидов мембраны клетки и накоплению токсичных продуктов окисления. В результате происходит деструкция клеточных структур вплоть до гибели клеток.
Результаты нашего исследования выявили разнонаправленность изменений активности ГТ через 1 месяц после ВДПХТ у больных с разным эффектом лечения: у больных, леченных неэффективно, показатель ГТ возрастал на 65% и снижался на 9,5% при эффективном лечении (р=0,020).
Анализ биохимических показателей, проведенный через 12 месяцев после ВДПХТ, показал, что у всех обследованных больных сохраняется высокая активность СОД и каталазы, а также высокий уровень МДА и глутатиона. Параллельно этому происходит снижение активности ГР и ГП примерно в 2 раза, а активность ГТ возвращается к исходным значениям до ВДПХТ. Необходимо отметить, что в группе ремиссии на всех сроках наблюдения имеются корреляционные связи биохимических показателей между собой, тогда как в группе прогрессирования корреляции пpaктически отсутствуют.
Сравнительное клинико-биохимическое исследование пациентов в период реабилитации через 24 месяца после проведенного лечения в группе ремиссии показало значительные улучшения клинических показателей и общего состояния больных. Это выражалось и в положительной динамике лабораторных показателей, сопровождающихся снижением дисбаланса в функционировании антирадикальных ферментов - уменьшились активность СОД и каталазы, уровень глутатиона вернулся к исходным значениям, активность ГП нарастала с одновременным снижением токсических продуктов пероксидации.
К сожалению, антиоксидантный статус больных в группе прогрессирования оценить объективно не представляется возможным из-за малого числа наблюдений к 24-му месяцу исследования.
Выводы: 1) у больных ЛХ период реабилитации после ВДПХТ сопровождается глубокими метаболическими изменениями системы антиоксидантной защиты; 2) несмотря на неспецифический хаpaктер нарушений процессов свободно-радикального окисления в клетках в ответ на повреждающее действие активных форм кислорода, отмечена неоднозначность изменений показателей антипероксидной системы защиты у больных ЛХ, перенесших ВДПХТ; 3) обнаружено усиление дезадаптационных нарушений через
1 месяц после ВДПХТ; 4) полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки методов коррекции метаболических нарушений до проведения лечения и на различных этапах реабилитации после ВДПХТ.
Статья в формате PDF
113 KB...
23 03 2023 8:55:13
Статья в формате PDF
120 KB...
22 03 2023 4:30:50
Статья в формате PDF
213 KB...
21 03 2023 14:24:51
Статья в формате PDF
105 KB...
20 03 2023 4:27:12
Статья в формате PDF
153 KB...
19 03 2023 21:52:50
Статья в формате PDF
140 KB...
18 03 2023 20:20:31
17 03 2023 20:48:44
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность.
...
16 03 2023 17:20:18
Статья в формате PDF
114 KB...
15 03 2023 1:51:52
Статья в формате PDF
120 KB...
14 03 2023 9:47:13
Статья в формате PDF
151 KB...
13 03 2023 9:36:29
Статья в формате PDF
122 KB...
12 03 2023 22:18:52
11 03 2023 14:46:57
Статья в формате PDF
307 KB...
10 03 2023 10:37:49
Статья в формате PDF
113 KB...
09 03 2023 4:35:40
Статья в формате PDF
120 KB...
08 03 2023 4:16:49
Статья в формате PDF
129 KB...
06 03 2023 7:43:50
Статья в формате PDF
251 KB...
05 03 2023 4:37:29
Статья в формате PDF
152 KB...
04 03 2023 20:46:44
Статья в формате PDF
170 KB...
03 03 2023 16:25:49
Статья в формате PDF
106 KB...
02 03 2023 17:55:37
Статья в формате PDF
104 KB...
01 03 2023 21:45:41
Статья в формате PDF
253 KB...
28 02 2023 19:10:14
Статья в формате PDF
143 KB...
27 02 2023 7:24:14
Статья в формате PDF
306 KB...
24 02 2023 18:45:26
Статья в формате PDF
127 KB...
23 02 2023 7:47:26
Статья в формате PDF
115 KB...
22 02 2023 1:32:56
Статья в формате PDF
135 KB...
21 02 2023 16:50:41
Статья в формате PDF
128 KB...
20 02 2023 8:18:24
Статья в формате PDF
103 KB...
19 02 2023 17:22:51
Статья в формате PDF
141 KB...
18 02 2023 0:51:13
Статья в формате PDF
113 KB...
17 02 2023 21:28:47
Статья в формате PDF
384 KB...
14 02 2023 16:38:36
Статья в формате PDF
101 KB...
13 02 2023 3:39:13
Статья в формате PDF
155 KB...
12 02 2023 12:45:23
Статья в формате PDF
106 KB...
11 02 2023 18:15:46
09 02 2023 4:17:48
Статья в формате PDF
126 KB...
08 02 2023 9:15:58
Статья в формате PDF
105 KB...
07 02 2023 12:37:41
Статья в формате PDF
126 KB...
05 02 2023 13:26:45
Статья в формате PDF
116 KB...
03 02 2023 4:46:37
Статья в формате PDF
112 KB...
02 02 2023 5:32:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::