ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА В ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ВУЗОВ
Для управления сложным финансовым механизмом вуза руководству постоянно требуется принимать управленческие решения, основанные на анализе плановых и фактических данных. Причем, хаpaктер этих решений напрямую зависит от величины соответствия прогноза и факта, не только в рамках консолидированного бюджета высшего учебного заведения, но и в рамках локальных бюджетов подразделений, отделов, видов деятельности [2]. Зачастую, система премирования сотрудников также связана с результатами план-факт анализа, поэтому в точности составления бюджета вуза заинтересованы с различных сторон. Инструменты математического анализа в сочетании с современными компьютерными технологиями помогают достигнуть этой цели при возможном минимуме трудовых ресурсов, однако применяются крайне редко, в то время как плановые службы университета при составлении бюджета доходов на очередной год индексируют сформировавшиеся затраты, опираясь на показатели инфляции.
Отходя от затратного подхода, автор предлагает формировать бюджет доходов государственного вуза, касающийся внебюджетной деятельности, на основе анализа доходов прошлых периодов с учетом стратегии и программ развития университета, и бюджет автономного учреждения высшего профессионального образования [5] - в целом по учреждению, также, с использованием указанного подхода. Поскольку бюджет доходов государственного вуза, сформированный для бюджетной деятельности, зависит только от объемов финансирования Минобразования или установленных бюджетных лимитов по статям бюджетной классификации расходов, контролируемых Казначейством [3, 4], то необходимость в прогнозировании бюджетных поступлений отсутствует. Поэтому, все сказанное ниже, будет относиться к внебюджетной деятельности государственных вузов и, в целом, к автономным учреждениям высшего профессионального образования.
Консолидированный бюджет доходов вуза состоит из локальных бюджетов его структурных единиц. Поэтому, зная доходы подразделений, отделов, видов деятельности, можно представить доходы всего вуза. Если известны доходы структурных единиц, например, за прошлый год в разрезе месяцев или кварталов, можно выполнить построение указанных данных. В этом случае, будет получена фактическая зависимость доходов для каждой структурной единицы вуза. Далее, учитывая внутренние программы инвестирования денежных средств, устанавливается требуемый уровень доходов по каждому из выбранных интервалов. Причем, фактические и прогнозные точки отчетных периодов должны совпадать, а действительные и плановые величины доходов различаться. Для использования полученной таким образом прогнозной зависимости доходов структурных единиц в финансовом планировании вуза, необходимо, чтобы хаpaктер изменения плановых и фактических доходов был одинаков. Поскольку в этом случае, удастся избежать возможного недостатка денежных средств, в виду вынужденных постоянных затрат и неравномерных поступлений, при условии без убыточной деятельности подразделений в прошлом. Используя критерии наличия корреляционной связи: коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона, для нелинейных и линейных зависимостей соответственно [1], можно установить наличие взаимосвязи (корреляции) между плановыми и фактическими данными. Если корреляция присутствует, что подтверждается расчетными значениями коэффициентов корреляции Спирмена и Пирсона, превышающими табличные значения для первого коэффициента и близкими к положительной или отрицательной единице - для второго, то плановые и фактические доходы коррелируют между собой, то есть взаимосвязаны. Тогда заданную прогнозную зависимость изменения доходов на текущий год можно использовать в финансовом планировании, а плановые данные по поступлениям денежных средств, использовать для составления бюджета доходов вуза и последующего сравнения с этими данными фактических величин. Для более точного и оперативного определения прогнозных доходов предлагается разбить полученную прогнозную зависимость на хаpaктерные интервалы, под которыми понимаются участки зависимости, имеющие линейный, параболический, гиперболический, логарифмический, экспонентальный, либо иной полиноминальный тип и описать полученные интервалы соответствующими уравнениями регрессии. Тогда, задавая в уравнениях регрессии прогнозной зависимости доходов временной интервал как значение аргумента, будем получать величину доходов как значение функции на этом интервале. Если корреляция отсутствует, то необходимо провести корректировку заданных прогнозных величин доходов и вновь установить присутствие корреляционной связи.
Заметим, что при наличии амбициозных планов руководства в инвестирование на развитие учреждения выше указанные критерии могут не выполняться. Тогда возникает повышенный риск не достижения поставленных целей. В этом случае, в прогноз доходов необходимо включать не только собственные источники доходов структурных единиц, но и привлеченные средства других подразделений или созданных для таких случаев специальных фондов инвестирования, что, в свою очередь, может нeблагоприятно отразиться на финансовом состоянии вуза.
Таким образом, с помощью регрессионного анализа появляется возможность более точно составить бюджет доходов вуза и получить достоверные результаты план-факт анализа, являющиеся первоосновой для принятия управленческих решений руководством и построения эффективной системы финансового планирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Андронов А.М., Копытов Е.А., Гринглаз Л.Я. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.
- Бюджетирование: шаг за шагом / Добровольский Е.Ю. [и др.]. - СПб.: Питер, 2006. - 446 с.: ил.
- Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.04.2006 № 7674).
- Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н (ред. от 28.03.2008) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
- Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2006).
Работа представлена на международную научную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 19.06.2008 г.
Статья в формате PDF 140 KB...
27 03 2024 16:38:20
В работе дана хаpaктеристика выявленных авторами комплексов нейрона с астроцитом в ретикулярном ядре таламуса (РТЯ), формируемых ими группировок и патогистологических процессов, разворачивающихся в эпилептическом очаге с их участием. Исследования выполнены на крысах линии WAG/Rij, показавших различную чувствительность к звуковому стимулу. Авторы полагают, что, вероятно, с самых начальных этапов эпилептизации мозга ее предопределяют эпилептогенные группы комплексов нейрона с астроцитами. ...
26 03 2024 19:41:35
Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...
25 03 2024 1:56:29
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2024 16:25:53
В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках переpaбатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...
23 03 2024 8:48:59
Статья в формате PDF 233 KB...
21 03 2024 15:54:11
Статья в формате PDF 245 KB...
20 03 2024 7:16:35
Статья в формате PDF 447 KB...
19 03 2024 2:25:21
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...
18 03 2024 13:23:47
Статья в формате PDF 102 KB...
17 03 2024 1:36:34
Статья в формате PDF 108 KB...
16 03 2024 5:49:42
В работе проведены клинические наблюдения и исследования КТ головного мозга у 79 детей с ПЭП. Таким образом, основным морфологическим субстратом перинатального поражения мозга в остром периоде заболевания, по данным КТ, является отек мозга, нередко в сочетании с кровоизлиянием различной степени тяжести. Основным морфологическим субстратом восстановительного периода был дилатационный синдром и атрофический процесс коры головного мозга, преимущественно на уровне лобных долей. ...
15 03 2024 6:53:43
Статья в формате PDF 122 KB...
14 03 2024 0:51:32
Статья в формате PDF 114 KB...
13 03 2024 14:32:51
Статья в формате PDF 127 KB...
12 03 2024 15:41:43
Статья в формате PDF 108 KB...
11 03 2024 21:26:14
Статья в формате PDF 111 KB...
10 03 2024 6:58:27
Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. ...
07 03 2024 8:25:56
Статья в формате PDF 119 KB...
05 03 2024 1:50:47
Статья в формате PDF 115 KB...
04 03 2024 19:18:10
Статья в формате PDF 307 KB...
01 03 2024 18:43:27
Статья в формате PDF 153 KB...
28 02 2024 3:26:58
Статья в формате PDF 207 KB...
27 02 2024 0:43:31
Статья в формате PDF 251 KB...
25 02 2024 16:53:51
Данная статья посвящена проблеме реставрации языческого миропонимания в современном мире. В статье пишется о том, что неоязычество предрасполагает людей к аддиктивным формам поведения. ...
24 02 2024 8:53:58
Статья в формате PDF 121 KB...
23 02 2024 19:26:37
Статья в формате PDF 264 KB...
22 02 2024 7:39:51
Статья в формате PDF 338 KB...
20 02 2024 2:59:41
Статья в формате PDF 286 KB...
19 02 2024 14:50:35
Статья в формате PDF 118 KB...
18 02 2024 16:18:40
Статья в формате PDF 313 KB...
17 02 2024 19:35:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::