ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Трифонова Э.П. Статья в формате PDF 119 KB

Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией в современных социокультурных условиях выявили необходимость модернизации содержания образования в школе-интернате I и II вида, обусловили поиск новых педагогических технологий преподавания [4] .

Актуальность данной работы исходит из необходимости поиска и внедрения новейших методических идей для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении глухих детей младшего школьного возраста. Одной из этих идей является использование компьютерных технологий. Проблему исследования составляет поиск оптимальных форм использования компьютерных технологий на уроках в подготовительном - первом классах школы 1 вида для реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающем обучении данной категории учащихся. Целью исследования явилось изучение условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении глухих учащихся младшего школьного возраста на уроках средствами компьютерного обучения. Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования: теоретических - изучение и анализ педагогической, методической и психологической литературы, школьных программ, учебников, методических пособий и обучающих компьютерных программ; анализ медицинской и психолого-педагогической документации учащихся; экспериментальных - проведение диагностирующего, обучающего, контрольного экспериментов; наблюдения и анализа деятельности учащихся; количественного и качественного анализа результатов эксперимента; методов фото- и видеосъемки.

Теоретико-методологической основой исследования явились теории развивающего обучения (Л.В. Занков, П.Я. Гальперин); учения Л.С. Выготского [1, 2] об особенностях психического развития аномального ребенка, о зонах актуального и ближайшего развития, о ведущей роли обучения в развитии, необходимости динамического и системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности; психолого-педагогические идеи общей и специальной педагогики и психологии лиц с нарушениями слуха о коррекционно-развивающем обучении глухих и слабослышащих детей (Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ф.Ф. Рау, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, С.А. Зыков, М.М. Нудельман); исследования различных сторон процесса овладения речью, особенностей познавательной сферы, учебной деятельности детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, К.В. Комаров, И.М. Соловьев, Н.Г. Морозова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, Н.В. Яшкова, Е.З.Яхнина и др.);. различные аспекты проблемы использования компьютерных технологий в учебных целях (В.В. Рубцов, А.Г.Шмелев, Г.М. Клейман, Г.А. Звенигорский и др.); теоретические положения по применению компьютерных технологий в пpaктике специального обучения и разработки специализированных компьютерных программно-методических комплексов (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

В начале первого года обучения в школе с целью определения уровня развития познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом, определения их индивидуальных особенностей и возможностей развития нами было проведено диагностическое обследование уровня развития познавательных процессов у детей с нарушенным слухом младшего школьного возраста. Исследование проводилось в подготовительных классах глухих и слабослышащих детей (всего 5 классов) на протяжении трех лет (с 2003/2004 по 2005/2006 учебный год) на базе ГОУ Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 1 и 2 вида». В эксперименте принимало участие более 37 учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха в возрасте от 6 до 7 лет.

В нашем исследовании изучались: зрительное восприятие (с помощью методик «Наложение» и «Коробка форм»), объем внимания (с помощью методики «Запомни и расставь точки»), кратковременная зрительная память (с помощью методики «9 геометрических фигур»), мышление (с помощью методик Кооса, Т.В. Розановой, А.Л. Венгера («Классификация»), методики «Что здесь лишнее?»).

В результате нашего психолого-педагогическое обследования, выяснилось, что преобладающими уровнями развития исследуемых познавательных процессов являются низкий, ниже среднего и средний. При исследовании зрительного восприятия были получены следующие результаты: у 53% детей выявлен уровень развития данного процесса ниже среднего, низкий уровень развития - у 33% детей. Средний уровень объема внимания у 33% детей, ниже среднего - у 29% учащихся, низкий - у 24% обследуемых. Преобладающими уровнями развития кратковременной зрительной памяти являются низкий (у 48% детей) и средний (у 38% учащихся). Уровень развития наглядно-действенного мышления ниже среднего выявлен у 48% обследуемых глухих учащихся, 53% детей имеют аналогичный уровень развития нагдядно-образного мышления, низкий уровень развития словесно-логического мышления установлен у 53% обследуемых детей.

При использовании информационных технологий в обучении мы использовали урок как основную форму организации учебного процесса в школе для глухих детей. Уроки в компьютерном классе проводились 1-2 раза в неделю в течение всего периода экспериментального обучения (2004/2005, 2005/2006 уч.г.). Нами были учтены рекомендации О.И. Кукушкиной по планированию урока в компьютерном классе [3]: урок в компьютерном классе является естественным элементом всего курса обучения в данной содержательной области и должен быть органично связан с ним по содержанию и задачам; решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения; при использовании компьютерных технологий в качестве средств обучения основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень развития ребенка и задачи данного периода его обучения; использование компьютерных технологий учителем в качестве средств обучения не влечет за собой принципиального изменения в соотношении средств коммуникации, используемой в системе обучения данной категории детей (т. е. используются устная, устно-дактильная и письменная формы речи).

На уроке в компьютерном классе нами используются фронтальная, групповая (чаще всего работа парами), индивидуальная формы организации учебного процесса в школе глухих, которые обеспечивают взаимодействие и коммуникацию участников этого процесса: учителя и учащихся, снижают физические нагрузки. В контексте личностно-ориентированной парадигмы обучения в современной сурдопедагогике (Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Г. Речицкая) [5] мы работаем как по специализированным программам, разработанным лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Ленте времени», «В городском дворе», так и по компьютерной программе для общеобразовательной школы «Мир информатики», адаптируя ее содержание для обучения глухих малышей. В подготовительном классе для обучения детей дактильной форме речи и ее закрепления в пpaктике общения нами применяются компьютерные программы «Дактильная речь» и «Дактильный букварь». При этом нами соблюдаются здоровьесберегающие технологии проведения урока, а также все санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для учащихся начальных классов (непрерывность работы за компьютером не превышает 10-15 минут, применяется чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, проводятся динамические активные паузы, включающие упражнения для снятия напряжения глаз, для кистей рук, мышц спины).

Использование компьютерных технологий на уроках математики, интегрированных занятиях, включающих в себя элементы уроков развития речи, ознакомления с окружающим миром и предметно-пpaктической деятельности; на уроках письма и развития речи позволили обеспечить личностную ориентированность, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения в подготовительном и первом классах глухих. Дети познакомились с азами компьютерной грамотности, получили первоначальные навыки работы на компьютере и с текстовым редактором Microsoft Word, научились работать с выше названными компьютерными программами, помогающими им в усвоении учебным программным материалом. Проведенные нами контрольные срезы по определению уровня развития познавательной сферы глухих учащихся после двухлетнего обучающего эксперимента, включающего использование информационных компьютерных технологий, выявили значительный рост исследуемых процессов у этих детей по сравнению с группами глухих и слабослышащих учащихся соответствующего возраста, в обучении которых информационные компьютерные технологии не применялись.

Показатели изменений психических процессов у учащихся с нарушением слуха после двухлетнего обучающего эксперимента с 2004 по 2006 годы выглядят следующим образом: уровень развития зрительного восприятия у детей в экспериментальной группе возрос в среднем в 2,33 раза, у детей в контрольной группе - в среднем в 1,74 раза; объем внимания: в ЭГ в 2.27 раза и в КГ1 в 1,25 раза соответственно; уровень развития кратковременной зрительной памяти увеличился в ЭГ в 1,68 раза, в КГ1 в 1.27 раза; мышления в среднем (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) в ЭГ в 2,21 раза, в КГ1 в 1,4 раза. При этом в экспериментальной группе  обучались глухие учащиеся подготовительного и первого класса, в контрольной группе1- слабослышащие учащиеся также подготовительного и первого класса. Количественный и качественный состав учащихся по уровням развития познавательных процессов на начало обучения в подготовительных классах был сходным.

Научная новизна исследования заключается в том, что раскрываются особенности применения компьютерных программ в процессе обучения глухих детей подготовительного и первого классов, как фактора активизации развития индивидуально-личностных способностей и педагогической поддержки детской индивидуальности. Предложен анализ дифференцированного, личностно ориентированного подхода в обучении детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста при использовании компьютерных технологий на уроке и обоснована необходимость нового этапа развития исследуемого вопроса. Изучены особенности использования компьютерных технологий в личностно-ориентированном обучении глухих детей младшего школьного возраста; расширены теоретические представления о возможном развитии познавательной сферы у этой категории детей средствами компьютерных технологий; рассматриваются вариативные формы коррекционной работы с младшими глухими учащимися на уроке с использованием компьютерных программ в обучении; обоснована и подтверждена возможность использования компьютерных технологий как средства реализации личностно-ориентированного обучения младших глухих школьников, выявлены педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения глухих младших школьников средствами компьютерных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация //Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. С. 86-97.
  2. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности.//Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. С 19-40.
  3. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология.-1994.-№6.-С.59-62.
  4. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: Социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования //Под ред. В.И. Слободчикова. М., 1996.
  5. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике //Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 47-64.


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Статья в формате PDF 290 KB...

05 07 2022 19:51:57

СОВРЕМЕННЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В ТАБЛЕТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В ТАБЛЕТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Таблетки должны быть без таких дефектов, как отколотые края, трещины, изменение окраски и загрязнения. В настоящее время в таблеточном производстве применяют следующие вспомогательные вещества: наполнители, связующие, разрыхляющие, и др. Наполнители (Авицел) предназначены для получения таблеток необходимого размера при малом содержании действующего вещества. Связующие (Плаздон, коллидон) добавляются в сухом виде или жидком состоянии в качестве вспомогательных веществ для осуществления грануляции или для сцепления частиц при прямом прессовании. Разрыхляющие (Плаздон XL, коллидон CL) добавляют к таблеткам для улучшения их распадаемости при контактировании со средой ЖКТ. ...

28 06 2022 3:23:13

ТАНЦЕВАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ТАНЦЕВАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В статье Жаворонковой И.А. и Некрасова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» танец рассматривается не только как социокультурное, но и как социально-психологическое и психофизиологическое явление, как форма невер¬бальной коммуникации и самовыражения. Это приводит к возникновению нового психиатрического направления - танцевальной психотерапии, где танец используется как способ лечения. В статье анализируются основные этапы этого направления. ...

25 06 2022 20:33:30

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СТВОЛА ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СТВОЛА ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...

23 06 2022 8:34:52

К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПНОМ ПОВЕДЕНИИ И ЕГО МЕХАНИЗМЕ

К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПНОМ ПОВЕДЕНИИ И ЕГО МЕХАНИЗМЕ Статья в формате PDF 138 KB...

18 06 2022 6:33:12

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРИОМЕДИЦИНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРИОМЕДИЦИНЫ Статья в формате PDF 129 KB...

12 06 2022 17:55:33

НЕЙРОКИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

НЕЙРОКИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Исследования мозговых механизмов пограничных нейрофизиологических расстройств находятся еще в начальной стадии. Следовательно, весьма продуктивно проведение исследование этой проблемы с применением математических методов в определении ценности диагностических тестов, выбора и оценки способов восстановления функций мозговых структур. ...

24 05 2022 13:19:13

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ В статье на основе материала «Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охаpaктеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...

22 05 2022 11:33:39

ИГРА – ТЕРАПИЯ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ИГРА – ТЕРАПИЯ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Статья в формате PDF 104 KB...

19 05 2022 12:31:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::