ЛЕСТНИЦА, КОТОРАЯ ВЕДЕТ ВНИЗ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК
Проблема, на первый взгляд, подкралась незаметно. Образование, которое получила я, педагогическое, стаж работы перевалил за 40, но беда, которая сейчас разыгрывается в моей семье, подошла. И я, с глубоким сожалением, могу констатировать, что, обладая некоторыми знаниями педагогики, психологии, социологии столкнулась с ней. Я часто озвучивала подобные ситуации в различных аудиториях (собрания родительские, собрания учащихся и студентов, публикации), и это заставило меня ещё с большей внимательностью, глубоким обдумыванием отнестись к проблемам молодых людей (юношей и дeвyшек) различного возраста, которые уходят в себя, отходят от реальной жизни.
Зависимость - понятие в педагогике, психологии - это человек, находящийся, в чей-либо власти, в чьём-либо подчинении, связанный в своих мыслях, действиях чужой волей, влиянием, обусловленный чем-либо, связанный в чём-либо обстоятельствами, чужой волей. Лев Толстой писал: «Зависимое положение проявляется в ней (Соне) в скрытности, неопределенных словах, избегания открытых встреч, разговоров» («Война и мир»). Зависимость бывает алкогольная, наркотическая, игровая, виртуальная, компьютерная, которая имеет определённые стадии своего развития. Это заболевание, которое ведёт к одиночеству, суициду.
У меня трое детей. «Зачем мне это надо?»...
Вместо исповеди.
Молодой человек, (условно назовём Андрей) воспитывался в полной семье. Были бабушки и дедушки, братья и сёстры. В семье очень выдающихся родственников, это и выдающиеся спортсмены, и педагоги которые имели блестящее образование, были всегда в обществе людей, хорошо разбиравшихся в жизни, имели отличное здоровье. Андрей рос в семье, где видел, что, несмотря на бытовые трудности, переживалось многое, благодаря общению друг с другом, каждый из семьи личность, претендующая на лидерство. Бабушки - рекордсменки России, редакторы журналов. Дедушки - спортсмены и авторы учебников по науке. Отец - спортсмен и композитор. Мать - потомственный педагог, в поколениях. И маленького Андрея воспитывали как личность, которая должна была противостоять в трудном и жестоком мире.
Беда пришла не сразу. Первым «сломался» отец. В годы «перестройки» интеллигентная творческая натура, очень чувствительный к бытовым неразберихам, живущий в своём романтическом мире музыки и театра, получил инсульт и лишился возможности активно заниматься основным делом жизни семьи, выселенный из родового гнезда на Крестовском острове.
Андрей всё видел, но до 11 класса учился, преодолевая все трудности. Учился целеустремлённо с охотой и поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на бюджетной основе.
Первая моя педагогическая ошибка. Поступив на 1 курс престижного вуза, сдав вступительные экзамены, сдав 1 сессию блестяще, Андрей получает ещё больше свободы в плане выбора собственного пути. Внешне учёба в вузе не тяготит Андрея, но мopaльное состояние его изменилось, он оказался в жестоком мире, где правят деньги. Большое количество студентов учится платно, имеют машины, и социальное неравенство налицо. Уберечь в данный момент «бедного» студента от мopaльного давления мне не удалось. В семье, где отец парализован и учатся 2 старшие сестры, Андрей «сломался», надломилась личность. Ему пришлось преодолевать себя и сдавать повторно один экзамен. Из вуза одних друзей отчисляют за неуспеваемость, другие уходят сами, понимая, что в жестокой конкуренции без определённых личностных качеств (целеустремленности и четко поставленной цели) им не выдержать борьбы. Но первый порог преодолен, с помощью родственников. Андрей продолжает учиться.
Вторая моя педагогическая ошибка. Учится Андрей, без мотивации заглушая в себе лидера. «Я не «ботан», я могу учиться хорошо, но буду как все. Пусть все разгадают во мне личность, оценят её». Продолжает учиться достаточно стабильно, получая хорошие оценки, но без стипендии. И мне бы здесь насторожиться. «Почему я должен жить и заpaбатывать на жизнь студента? Есть, что-то более важное». И молодой человек начал жить в мире иллюзий своей «мечты», осознавая себя там как личность. Но личность начинает разрушаться, когда человек не может обуздать свои эмоции, «хочу адреналина, быстрых свершений моих планов», которые как вода постепенно, плавно и незаметно, очень ласково вытекают из рук! Происходит разрушение личности - сильное падение, сопровождающееся слабостью, потерей сознания, угрожающее cмepтью. Можно сравнить это крушение личности с понятием коллапса в физической астрономии: катастрофически быстрое сжатие массивного тела (звезды) под действием сил тяготения (толковый словарь). Коллапс сознания - это психическое нездоровье, расстройство мозга, расстройство иммунной системы, нарушение сна. Проводя аналогии своего восхождения на «олимп» власти над людьми существует множество путей. В конце 19 - начале 20 века эта философия сверхчеловека, которая приводит подвижки сознания масс. Это философия Ницше, Гитлера, Ленина и Сталина, которая имела разрушительные последствия в жизни огромного количества людей. В конце 20 - начале 21 века та же формулировка для слабых личностей - супермен. «Я этого достоин, могу делать что хочу, забывая о том, что я это частичка общества». В современной литературе 20 века у писателя Д. Гранина, человека, который уточнял, корректировал мышление молодых людей, есть произведения «Искатели», «Иду на грозу», «Дело, которому ты служишь», «Я отвечаю за всё» - это путь взросления личности. Молодые люди, которые сейчас ставят перед собой амбиции, а не планы часто не могут реализовать их в реальности. Действительное положение дел (бытовые условия, социальное положение, иллюзорность мечты) переходит в развивающеюся власть денег.
Рекомендации А. П. Чехова. Можно поверхностно воспользоваться классическим примером. «Выдавливать из себя по каплям paба». Это письмо А. П. Чехова к брату Николаю. Март 1886г. И это можно назвать элементарным кодексом интеллигентного человека.
Кодекс. Чтоб чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтоб не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным. ...Талант занёс тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но тебя тянет от неё и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-à-vis (визави - напротив). Сказывается плоть мещанская, выросшая на подачках. Победить эту плоть трудно, ужасно трудно. Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям.
- Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо.
- Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой, что не увидишь простым глазом.
- Они уважают чужую собственность и поэтому платят долги.
- Они чистосердечны, боятся лжи, так как они не лгут даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.
- Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах других душ, чтобы в ответ им не вздыхали и не нянчились с ними.
- Они не суетливы. Их не занимают такие фальшивые бриллианты как знакомство с знаменитостями.
- Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, вином, суетой.
- Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из миски.
Конечно, все эти заповеди классика - не более чем простые истины, но они отражают драму совести и драму чести.
Следующая моя ошибка заключается в том, что на протяжении 10 последних лет, я не сумела убедить Андрея в правильности этих постулатов. Он оставался глух, нетерпим к критике. Для людей, перешагнувших 20-летний рубеж, очень трудно признавать свои ошибки, это долгая дорога в дюнах, а песок... Песок всегда засасывает, идти трудно. Но идти надо вперёд.
Можем обратиться и к наследию Ф. М. Достоевского «Восстановление погибшего человека». В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников нравственный закон - он не входит в его теорию, и это не случайно. Теория совести включает в себя понятие «совести»: «переступить через кровь по совести» - значит, получить мopaльную санкцию на нарушение закона. А поскольку «сердце» является истинным органом совести, то герой пытается примирить «сердце» с «разумом», совесть с бессовестной логикой. Специфика мышления Раскольникова обусловлена неоднозначностью его личности: Раскольников - расколотый человек, но можно, наверное, продолжить ряд исторических фамилий Пути - Рас - путин. Поэтому система ценностей основана на понятиях чести и славы, репутации человека в обществе.
«Культура совести для русского нравственного сознания является ключевым. Внутренний голос - это апостол,... это пророк,... это всему доброму учитель», - так пишет после cмepти Ф. М. Достоевского И. Крамской. Поэтому, только что экранизированный роман «Идиот», сейчас оказался так востребован молодежью.
Работа представлена на заочную электронную конференцию, «Современная социология и образование», 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 18.10.2006 г.
Статья в формате PDF
107 KB...
11 06 2025 20:39:44
Приведены геологические, геохимические и петрологические данные по щелочным гранитоидам майорского комплекса среднего девона. В его составе описаны 4 фазы внедрения: 1) роговообманковые габбро, габбро-нориты и габбро-диориты; 2) кварцевые диориты, гранодиориты амфибол-биотитовые; 3) биотит-амфиболовые граниты, субщелочные и рибекитовые граниты; 4) субщелочные лейкограниты, лейкограниты. Петрогеохимическими особенностями гранитоидов майорского типа являются повышенная щёлочность и наличие щелочного амфибола – рибекита. Прострaнcтвенно и парагенетически с майорскими гранитами, относящимися к анорогенной геодинамической обстановке формирования, ассоциирует железорудное и редкоземельное оруденение и щелочные метасоматиты. В экзоконтакте с Майорским массивом сформировались везувиан-гранат-пироксеновые скарны.
...
10 06 2025 6:39:24
Статья в формате PDF
126 KB...
09 06 2025 14:19:14
Статья в формате PDF
284 KB...
08 06 2025 4:45:56
Статья в формате PDF
107 KB...
07 06 2025 6:39:34
Статья в формате PDF
122 KB...
06 06 2025 11:42:33
05 06 2025 0:34:35
Статья в формате PDF
124 KB...
04 06 2025 17:38:12
В работе дан теоретический анализ понятия «личности», способы её формирования в результате пpaктической деятельности человека. Показано, что речь – необходимое условие социального, культурного воспроизводства личности, формирования его специфических социальных способностей.
...
03 06 2025 6:26:16
Статья в формате PDF
103 KB...
02 06 2025 16:21:19
Статья в формате PDF
301 KB...
01 06 2025 18:45:27
Статья в формате PDF
110 KB...
31 05 2025 9:25:22
Статья в формате PDF
105 KB...
30 05 2025 2:53:54
Статья в формате PDF
129 KB...
29 05 2025 9:29:21
Статья в формате PDF
109 KB...
28 05 2025 6:36:56
Статья в формате PDF
108 KB...
27 05 2025 7:21:14
26 05 2025 17:31:24
Статья в формате PDF
109 KB...
25 05 2025 23:39:45
Статья в формате PDF
100 KB...
24 05 2025 5:31:36
Статья в формате PDF
138 KB...
23 05 2025 13:29:51
Статья в формате PDF
110 KB...
22 05 2025 11:20:34
Статья в формате PDF
101 KB...
21 05 2025 8:45:56
Статья в формате PDF
118 KB...
20 05 2025 7:57:34
19 05 2025 4:43:50
17 05 2025 2:11:13
Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер.
...
16 05 2025 4:30:38
Статья в формате PDF
277 KB...
15 05 2025 9:24:12
Статья в формате PDF 119 KB...
13 05 2025 11:12:50
Статья в формате PDF
189 KB...
12 05 2025 7:25:31
Статья в формате PDF
113 KB...
11 05 2025 12:50:17
Статья в формате PDF
277 KB...
10 05 2025 5:50:36
Уникальность того или иного исторического события или явления определяется степенью его «вписанности» в процесс исторического развития. С этой точки зрения история Гражданской войны в России еще долгое время будет предметом жарких споров и многочисленных дискуссий как зарубежных, так и отечественных историков. Ведь, при изучении российской истории в период с 1917 по 1920 гг. сложно использовать как «военные», так и «гражданские» схемы анализа развития основных событий и процессов, они не могут дать исчерпывающего ответа на главный вопрос – почему личная безопасность человека и его выживания были главным мерилом всех ценностей российской государственности в 1917 – 1920 гг. Поэтому поиски ответов на сущностные проблемы понимания феномена Гражданской войны в России лежат в оценочных хаpaктеристиках современников революционных событий начала ХХ в., которые так или иначе связаны с определением государственной самоидентификации.
...
09 05 2025 23:55:20
Статья в формате PDF
102 KB...
08 05 2025 0:33:56
Статья в формате PDF
109 KB...
07 05 2025 4:44:54
Статья в формате PDF
116 KB...
06 05 2025 10:43:45
Статья в формате PDF
137 KB...
05 05 2025 16:17:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::