ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Следует отметить, что пока термин «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике окончательно не устоялся и в большинстве случаев он употрeбляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Термин «компетентность» имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, этим понятием выражается значение связующего звена традиционной триады «знания, умения, навыки». По определению, данному В. Ландшеером: «Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение» [1, 32]. Во-вторых, его целесообразно применять для описания уровня подготовленности специалиста - выпускника вуза. Целевые установки на подготовку высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих профессией, являются лишь пожеланием, компетентность же приземленная и реальная цель. Компетентность - это готовность специалиста к деятельности, состояние адекватное выполнению задачи. Поэтому человек либо компетентен, либо нет по отношению к требуемому уровню исполнения. В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументирование опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения.
Компетентность - это компетенции в действии, специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного вида деятельности в определенной предметной деятельности, а также понимание ответственности за свои действия.
Реализация компетентностного подхода в образовании зависит, во-первых, от состояния учебных программ и учебных пособий, обновления их содержания с учетом достижения науки, во-вторых, от степени разработанности проблемы в теоретико-пpaктическом плане, и, в-третьих, от того, насколько компетентны сами преподаватели и степень внедрения в педагогический процесс новых технологий.
Компетентность в широком смысле пpaктически не поддается оценке, но оценка упрощается, если перейти от родового понятия «компетентность» к видовому понятию, например, «управленческая компетентность», «педагогическая компетентность» и т.д.
В. А. Сластенин профессиональную компетентность педагога рассматривает как «единство теоретической и пpaктической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [2, 40]. Теоретичеескую готовность он хаpaктеризует через аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения, а пpaктическую готовность через следующие умения: организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и коммуникативные. Каждая группа умений рассматривается как специфическая компетенция педагога. Компетентность педагога, в первую очередь, проявляется в быстроте и осмысленности его реакции на все происходящее в учебно-воспитательном процессе.
Управленческая компетентность - составная часть профессиональной компетентности педагога. Она представляет собой систему внутренних ресурсов педагога, необходимых для организации эффективного руководства обучаемыми в соответствии со всеми составляющими его деятельности (целями, принципами, технологиями). Ее следует рассматривать как комплексную систему, включающую в себя операционно-технологические, научно-теоретические и социально-психологические аспекты управленческой деятельности.
Операционно-технологическая составляющая управленческой компетентности предполагает адекватную ориентацию в целеполагании процесса обучения, постановки конкретных задач для достижения целей обучения, определению приоритетности и соподчиненности этих задач. Способность педагогов действовать в пределах заданных целей и самим ставить новые цели означает высокий уровень их профессионального развития, пpaктическую готовность, предполагающую наличие сформированных на требуемом уровне профессиональных умений и навыков управленческой деятельности.
Научно-теоретическая составляющая управленческой компетентности педагога вуза предполагает научно-теоретическую готовность к управленческой деятельности, включающую в себя необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний, организацию своих знаний и мыслительных способностей. Под организацией знаний понимается постоянная деятельность по формированию массива знаний, которые можно реализовать в соответствии с требованиями работы, и наличия у педагога установки и навыков системного использования запаса знаний для решения пpaктических проблем [3, 8]. Эффективную управленческую деятельность связывают с наличием сформированного рефлексивного уровня интеллекта и включенностью его во все мыслительные процессы и управленческую деятельность. Научно-теоретический компонент хаpaктеризует круг знаний, необходимых для реализации функций управленческой с деятельности.
Социально-психологическая составляющая управленческой компетентности педагога предусматривает «адекватность в сфере межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать конфликтные ситуации, гибкость стиля руководства, а также коммуникативность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми» [3, 14]. Социально-психологическая компетентность в значительной степени обеспечивает лидерский статус, отражает состояние личности: ее направленность, степень гуманитарной подготовки, уровень профессиональных умений, базирующихся на соответствующих знаниях, умениях, навыках, способностях.
Для выдвижения на роль лидера, педагог должен обладать определенной совокупностью личных социально-психологических качеств. Наиболее значимые качества лидера: достаточно высокий уровень инициативы и активности; наличие дивергентного мышления, опыт и навыки организаторской деятельности; заинтересованность в достижении групповых целей; информированность о делах группы; достаточная общительность и личная привлекательность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Ландшеер, В. Концепция «минимальной компетентности»/В. Ландшеер/ /Перспективы: вопросы образования. - 1998. - № 1. - с. 36-38.
- Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие/В. А. Сластенин. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
- Марьин, М. И., Иванихин, И. В., Ловчак, С. И. и др. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров: Метод, пособие/М. И. Марьин и др. - М.: Наука, 1998. - 67 с.
Статья в формате PDF 114 KB...
19 04 2024 9:51:16
Статья в формате PDF 196 KB...
18 04 2024 22:49:52
Статья в формате PDF 101 KB...
17 04 2024 0:51:11
Статья в формате PDF 110 KB...
16 04 2024 10:24:21
Статья в формате PDF 118 KB...
15 04 2024 1:59:43
Статья в формате PDF 123 KB...
14 04 2024 19:50:47
Статья в формате PDF 186 KB...
13 04 2024 23:48:13
Статья в формате PDF 304 KB...
12 04 2024 2:57:54
Статья в формате PDF 115 KB...
11 04 2024 15:19:53
Статья в формате PDF 117 KB...
10 04 2024 10:21:22
Статья в формате PDF 196 KB...
09 04 2024 11:44:26
Статья в формате PDF 263 KB...
08 04 2024 9:39:20
Статья в формате PDF 134 KB...
07 04 2024 5:56:11
Статья в формате PDF 136 KB...
06 04 2024 8:54:18
Статья в формате PDF 311 KB...
05 04 2024 14:48:56
Статья в формате PDF 111 KB...
04 04 2024 16:11:28
Статья в формате PDF 113 KB...
03 04 2024 0:35:18
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 23:22:26
Статья в формате PDF 253 KB...
30 03 2024 18:32:31
Статья в формате PDF 310 KB...
29 03 2024 14:34:40
Статья в формате PDF 265 KB...
27 03 2024 1:10:49
Статья в формате PDF 105 KB...
26 03 2024 5:31:55
Статья в формате PDF 136 KB...
25 03 2024 2:41:20
Статья в формате PDF 534 KB...
24 03 2024 16:38:45
Статья в формате PDF 133 KB...
20 03 2024 3:11:53
Статья в формате PDF 210 KB...
19 03 2024 8:45:36
Статья в формате PDF 121 KB...
18 03 2024 2:24:34
Статья в формате PDF 120 KB...
16 03 2024 19:58:12
Статья в формате PDF 123 KB...
15 03 2024 9:30:39
Статья в формате PDF 262 KB...
14 03 2024 11:40:41
Статья в формате PDF 103 KB...
13 03 2024 13:32:45
Статья в формате PDF 254 KB...
12 03 2024 4:40:53
В статье приведены сведения о золотоносности щелочных и ультpaбазит-базитовых щелочных комплексов. Впервые обращено внимание на золотоносность карбонатитовых комплексов. Приведены данные о золотоносности шошонитовых и щелочных лампрофировых комплексов. Основными геолого-промышленными типами оруденения указанных комплексов являются жильные, жильно-штокверковые, порфировые мезотермальные, скарновые, а также эпитермальные золото-серебряно-теллуридные месторождения. Золото выявлено в комплексных месторождениях кобальт-медно-никелевых (типа Блэкбёд), ортомагматических платиноидных в «аляскинском» типе ультpaбазитов, в железо-оксидном медно-золоторудном классе месторождений типа Олимпик Дам и других. ...
11 03 2024 8:28:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::