ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕПЦИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
Свободное воспитание и профессиональное образование - нетрадиционное сопряжение, не так ли? В самом деле, идеологи свободного воспитания и их последователи трaнcлируют свои представления о педагогической деятельности исключительно на пpaктику воспитания детей младшего возраста [1]. Намерения увязать эти представления с пpaктикой профессионального образования представляется, на первый взгляд, абсурдным. Центральная идея свободного воспитания, как известно, - не ограничивать природную любознательность воспитуемых какими-либо наперед заданными намерениями в отношении результата воспитательного воздействия. Технология запуска этой идеи в пpaктику проста: ребенку предоставляется для контакта мир игрушек. Чем богаче, разнообразнее этот мир, тем продуктивнее будет работать идея свободного воспитания. Ребенок сам выбирает для контакта объекты в этом мире и способы контактирования с этими объектами. Задача педагога сводится при этом к обеспечению безопасности, соблюдению физиологически обоснованного режима и курированию познавательно-этических действий воспитуемого.
Возможна ли реализация такой технологии в вузе? Мысль о такой реализации пришла не вдруг и не напрямую, как здесь излагается. Прежде был изготовлен ключ к решению этой задачи. Ключ называется «онтогенетический метод описания предмета учебной дисциплины» [2]. Результат онтогенетического описания - дерево понятий, представляющее собой систему взаимно сопряженных множеств: множества понятий изучаемой науки и множества генетических отношений между этими понятиями.
Как работает этот «ключ»? - Он работает как сепаратор, отделяя сущностное содержание учебной дисциплины от прочего. Сущностное концентрируется (в результате онтогенетического описания) в дереве понятий, а прочее, будучи подверженным классифицирующей обработке, порождает еще две компоненты содержания. Одна называется результаты научного исследования предмета, другая - дидактический инструментарий [3].
Учебный курс, спроектированный онтогенетическим методом, и излагаемый для учащихся в соответствующей манере, являет для них «мир игрушек». В этом мире названные компоненты учебного курса наделены следующими статусами. Результаты научного исследования предмета науки - суть игрушки, предоставляемые учащимся, дидактический инструментарий - это деятельность педагога, курирующего познавательную деятельность воспитуемых, а дерево понятий - то, что формируется в сознании учащегося, - фрагмент образа мира по А.Н.Леонтьеву [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Корнетов Б.Г. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.
- Карякин Ю.В., Беломестных Л.А., Пестова Н.Ф., Подскребко Э.Н., Созоров Н.Г. Онтогенетический метод проектирования учебного курса в приложении к открытому образованию // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Материалы 3-й Всероссийской очно-заочной научно-пpaктической конференции. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
- Карякин Ю.В. Учебный процесс в вузе / Изд-во Томского политехнического университета, 2006, 131 с.
- Леонтьев А.Н. Образ мира / Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 1983, с. 251-261.
Статья в формате PDF
110 KB...
09 07 2025 2:19:37
Статья в формате PDF
143 KB...
08 07 2025 0:44:59
06 07 2025 16:57:48
Статья в формате PDF
225 KB...
05 07 2025 9:37:28
Статья в формате PDF
255 KB...
04 07 2025 20:24:52
Статья в формате PDF
107 KB...
03 07 2025 20:24:56
Статья в формате PDF
108 KB...
02 07 2025 3:42:20
Статья в формате PDF
122 KB...
01 07 2025 8:59:30
Статья в формате PDF
273 KB...
29 06 2025 5:47:55
Современное телевидение требует от своих продюсеров постоянного повышения рейтинга телепередач. Привлечь внимание обывателя можно только ярким зрелищем. Анализируется конфликт между иллюзионистами и их коллегами, возникший в результате появления на Первом канале телевидения программы с разоблачениями секретов иллюзионных трюков. Рассматривается динамика конфликта, выявляются интересы сторон, трaнcформация взглядов участников и возможность достижения консенсуса.
...
28 06 2025 19:26:50
Статья в формате PDF
119 KB...
27 06 2025 18:36:26
Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей.
...
26 06 2025 3:36:49
Статья в формате PDF
111 KB...
25 06 2025 12:29:27
Статья в формате PDF
134 KB...
24 06 2025 4:30:43
Статья в формате PDF
252 KB...
23 06 2025 18:36:31
Статья в формате PDF
114 KB...
20 06 2025 13:54:31
Статья в формате PDF
245 KB...
19 06 2025 12:18:10
Статья в формате PDF
109 KB...
18 06 2025 8:38:51
Статья в формате PDF
244 KB...
17 06 2025 8:13:42
Статья в формате PDF
100 KB...
16 06 2025 22:26:59
Статья в формате PDF
118 KB...
15 06 2025 9:49:27
Статья в формате PDF
113 KB...
14 06 2025 13:28:59
Статья в формате PDF
139 KB...
13 06 2025 18:17:44
Статья в формате PDF
107 KB...
12 06 2025 20:44:41
Статья в формате PDF
109 KB...
10 06 2025 5:27:45
Статья в формате PDF
141 KB...
09 06 2025 23:33:49
08 06 2025 11:31:31
Статья в формате PDF
102 KB...
07 06 2025 6:24:31
Статья в формате PDF
162 KB...
06 06 2025 17:18:33
Статья в формате PDF
107 KB...
05 06 2025 13:35:36
Статья в формате PDF
109 KB...
04 06 2025 19:23:44
Статья в формате PDF
272 KB...
03 06 2025 13:28:38
Статья в формате PDF
262 KB...
02 06 2025 23:12:42
Статья в формате PDF
119 KB...
01 06 2025 5:45:59
Статья в формате PDF
490 KB...
31 05 2025 1:13:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::