СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
Интенсивное развитие отечественной и зарубежной медицинской науки ставит сложные задачи перед системой последипломного образования врачей. Современный специалист должен располагать новой информацией, обучен применению наиболее эффективных методов диагностики, лечения и профилактики болезней, самостоятельно, а при необходимости коллегиально принимать наиболее ответственные и адекватные решения в сложных клинических ситуациях. Занимаясь актуальными вопросами последипломного образования враче с 1978 года сначала в Крымском медицинской университете в течение 9 лет, затем в Северо-Осетинской медицинской академии (опыт 18 лет) нами накапливался достаточно весомый опыт совершенствования педагогического процесса и его внедрения в пpaктику последипломного образования. Если на начальном этапе в сферу нашей деятельности попадали врачи из всех союзных республик, то в последующем подобная работа стала распространяться только на регион Северного Кавказа. За этот период нами были апробированы и освоены все профили обучения - специализация, общее и тематическое усовершенствование, декадники, а в последние годы курсы сертификации специалистов. Основным объектом работы кафедры являются патология органов дыхания (пульмонология, фтизиатрия тоpaкальная oнкoлoгия), аллергология и клиническая иммунология и др. В этом аспекте обучение врачей в основном производилась на основе унифицированных и типовых программ, утвержденных МЗ РФ. В соответствии с ними профессиональная переподготовка врачей производилась раз в пятилетие. При этом цикловыми программами трафаретно предусматривалось преподавание теории и пpaктики строго по профилю дисциплины. Однако жизнь и развитие науки вносили в учебный процесс новые коррективы, потребовалась более углубленная подготовка специалистов с расширением диапазона врачебного мышления, с задачей активного внедрения более совершенных способов оказания действенной помощи больным на базе достижений современной медицины. В пpaктических же условиях узкая направленность клинического отделения базового лечебного учреждения не может укладываться в рамки одной патологии. В связи с этим высококвалифицированная помощь больным возможна только при глубоком знании профильной патологии, а также при достаточной компетентности в понимании сопутствующих болезней и состояниях, которые нередко бывают взаимообусловленными. В этом плане требуется четкое позиционирование в сложных вопросах дифференциальной диагностики, понимание прогноза и обоснованного выбора лекарственной и других видов нефармакологической терапии и реабилитации. Несмотря на оправданность разовых консультаций смежников современный врач помимо достаточного знания своей специальности должен квалифицированно знать близкие по профилю и часто встречающиеся видов патологии. От современного врача также требуется знание передовых, достаточно апробированных лечебно- диагностических и восстановительных пособий. В условиях современных средств продвижения фармпрепаратов малокомпетентный врач может легко заблyдиться в лекарственных «джунглях». С учетом этого помимо достаточного знания основного профиля своей профессии новацией на кафедре признано овладение другой, наиболее актуальной для лечебного и педагогического процесса специальностью. Таким образом, сотрудниками кафедры были достаточно емко освоены на центральных базах общая и лабораторная аллергология и иммунология, лучевая диагностика, клиническая эндоскопия, физиотерапия, тоpaкальная хирургия, онкопатология органов дыхания, лазеротерапия и др. Пpaктика последних лет и результаты деятельности кафедры подтвердили правильность избранной тактики. Дополнительная специализация каждого из преподавателей и последующая их интеграция в лечебно-диагностическом и учебном процессах значительно повысили эффективность и результативность подготовки слушателей, а также приоритет клинического отделения. В реализации учебного процесса в виде семинар-конференций, семинар -дискуссий, мозгового штурма, клинических разборов и тематических обходов использовались также защита слушателями учебно-исследовательских работ, симпозиумы по обмену опытом и др. Наряду с расширением диапазона теоретической подготовки достигалась масштабность в пpaктическом освоении новых методологий необходимых квалифицированному специалисту. Повышению качества обучения слушателей, как показывает опыт, также способствуют технологически более совершенные аудио-визуальные средства (дистанционная проекция рентгено- и томограмм, сменная графическая информация и др.), а также такие технические средства, как тематические видеофильмы (часть собственного производства), мультимедийные сюжеты, аудиосопровождения, видеоповтор и обсуждение клинического обхода и др. При этом следует отметить владение этими средствами обучения каждым преподавателем. В лечебно-диагностическую работу клинического отделения и в сам учебный процесс внедряем комплексирование на принципе постоянного сотрудничества с высококвалифицированными специалистами базовой клинической больницы. Такое комплексирование с участием слушателей всегда обеспечивает достоверную диагностику и дифференциальную диагностику в наиболее сложных случаях. Подобный вид рабочего комплексирования в клинике и в учебном процессе наиболее часто нами реализуется с эндоскопистами, гастроэнтерологами, специалистами по ультразвуковой диагностике, эхокардиографии, oнкoлoгами и др. В результате повышается фактическая ценность обучения, качество, своевременность и уровень оказываемой помощи больным. Такое комплексирование всегда повышает информативность учебного материала. Этому способствуют еженедельные конференции по обмену опытом, а также ежедневный контроль по реализации методов диагностики и лечения. Как правило, в них активное участие принимают слушатели, лечащие врачи и кураторы. В современных условиях получение новой информации немыслимо без привлечения интернет-материалов. Более 45% слушателей в подготовке к занятиям используют интернет-сайты, несколько реже информацию извлекают из системы Медлайн. В пpaктику последипломного обучения включаем и очно-заочную форму организации учебного процесса. Ежегодное проведения двух таких циклов расширило сферу вовлечения врачей в учебный процесс без ущерба для работы пpaктического учреждения. При этом четко контролировалась самостоятельная работа слушателей по конкретным заданиям апробированной нами программе. С целью совмещения обучения с конкретными условиями работы врачей, приближения учебного процесса к реальной ситуации в лечебном учреждении, а также внедрения новых методик нами проводятся выездные циклы усовершенствования. Их перспективность несомненна и экономически целесообразна. За последнее время подобные циклы нами были проведены в больнично-поликлинических Центрах Беслана, Алагира, Октябрьской ЦРБ и др. Важное значение имеет также факт региональной близости учебной базы и лечебно-профилактических структур, знание ситуации по здравоохранению в зоне возможного влияния, оснащенности аппаратурой пpaктических учреждений, возможности выработки совместных мероприятий по улучшению общей и специализированной медицинской помощи населению и как конечная цель повысить эффективность работы врачей и самого лечебного учреждения. Важно также, что подобная организация последипломного образования в регионе экономически целесообразна (значительно сокращаются комaндировочные расходы, нет отрыва от производственной базы, сохраняется семейный комфорт и др.). Следует отметить и высокую эффективность участия преподавательского звена в международных и российских конгрессах, съездах и конференциях. Комплексирование в научной работе позволяет представлять на таких форумах результаты научной работы. Кроме того, участники этих мероприятий получают новую весьма необходимую информацию, которая реализуется как в научно-исследовательской работе, так и в учебном процессе. По нашему мнению, такая форма получения ценных научных сведений должна поощряться и быть обязательной для преподавателей кафедр. В резюме следует отметить, что по разработанным учебным программам и с учетом перспектив и потребностей пpaктического здравоохранения ежегодно нами подготавливается до 300 слушателей. Только за последние 5 лет последипломное образование на кафедре получило около 1500 слушателей. При этом значительное внимание уделяется обучению клинических ординаторов и интернов всех профилей. Исходное и заключительное тестирование знаний врачей достоверно подтверждает перспективность избранной нами тактики по специализации и интеграции в учебном процессе. По мере накопления опыта возможно выработать новые стандарты повышения квалификации врачей и такая педагогическая модификация должна совершенствоваться и дополняться с учетом достижений медицины и научно-технического прогресса.
Статья в формате PDF 124 KB...
19 04 2024 23:45:51
Реформы в образовании ума человека происходят всегда до новых циклов экономического возрождения из кризисов. Это запаздывание весьма большое у России. В развитых странах цикл реформ в образовании начинается за 3–5 лет до начала экономических реформ. Но в России долго запрягают, а потом несутся напролом, на авось. Поэтому колебательное возмущение мнений экспертов превалирует над постоянством, – менталитет очень неровный. Предлагается принципиально новая методика, основанная на анализе устойчивых закономерностей с волновыми составляющими и полученная по конкретным экспертным оценкам. Цель статьи – кратко показать возможности методологии идентификации свойств поведения у групп экспертов, как неких условных популяций много знающих и оценивающих людей, а также привести критерии поведенческой динамики по тем или иным экспертным оценкам об интернационализации российского образования. ...
18 04 2024 8:30:30
Статья в формате PDF 115 KB...
17 04 2024 21:43:54
Статья в формате PDF 111 KB...
16 04 2024 12:22:46
Статья в формате PDF 447 KB...
15 04 2024 7:54:58
14 04 2024 0:11:11
Статья в формате PDF 100 KB...
13 04 2024 3:11:33
Выявлены особенности распределения Mn в породах, почвах, в дикорастущей растительности, в кормовой и плодово-овощной растительности агроландшафтов и в растительности колчеданных месторождений. ...
12 04 2024 16:35:43
Статья в формате PDF 133 KB...
11 04 2024 18:14:49
Статья в формате PDF 144 KB...
10 04 2024 3:49:39
Статья в формате PDF 127 KB...
07 04 2024 9:13:22
Статья в формате PDF 311 KB...
06 04 2024 22:58:17
Статья в формате PDF 120 KB...
05 04 2024 8:56:52
Статья в формате PDF 102 KB...
04 04 2024 6:20:15
Статья в формате PDF 108 KB...
03 04 2024 12:37:32
Изучено влияние низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) красного и инфpaкрасного спектров на структурно - функциональное состояние слизистой оболочки верхних дыхательных путей ( ВДП) у детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Полученные результаты исследований позволили обосновать применение НИЛИ для коррекции нарушений местных факторов защиты. Низкоинтенсивная лазерная реабилитация (НИЛР) обеспечила нормализацию и повышение цитофизиологических показателей, и снижение цитопатологических величин. Доказано ремоделирующее действие НИЛИ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Эффективность НИЛР связана с ремоделированием слизистой оболочки ВДП. ...
02 04 2024 9:49:30
Статья в формате PDF 113 KB...
01 04 2024 18:57:53
Статья в формате PDF 124 KB...
31 03 2024 16:32:37
Статья в формате PDF 101 KB...
29 03 2024 3:56:40
Статья в формате PDF 166 KB...
28 03 2024 15:20:24
Статья в формате PDF 115 KB...
27 03 2024 9:24:38
Статья в формате PDF 107 KB...
26 03 2024 11:17:10
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 3:27:39
Статья в формате PDF 102 KB...
24 03 2024 21:14:13
Статья в формате PDF 257 KB...
23 03 2024 20:39:13
Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...
22 03 2024 22:23:30
Статья в формате PDF 303 KB...
21 03 2024 14:52:24
Статья в формате PDF 114 KB...
19 03 2024 11:22:21
Статья в формате PDF 173 KB...
18 03 2024 4:22:56
Статья в формате PDF 254 KB...
17 03 2024 8:57:42
Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...
16 03 2024 14:51:31
Статья в формате PDF 103 KB...
15 03 2024 5:18:43
14 03 2024 19:47:17
Статья в формате PDF 250 KB...
12 03 2024 6:30:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::