СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ  И  ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Басиев З.Г. Басиева О.З. Статья в формате PDF 177 KB

Интенсивное развитие  отечественной  и  зарубежной медицинской  науки ставит  сложные  задачи перед системой последипломного образования  врачей. Современный специалист   должен  располагать новой информацией, обучен применению наиболее эффективных методов  диагностики, лечения и профилактики болезней, самостоятельно, а при  необходимости  коллегиально принимать  наиболее ответственные и адекватные решения в сложных  клинических ситуациях. Занимаясь актуальными  вопросами  последипломного образования  враче с  1978 года сначала  в Крымском  медицинской  университете  в течение  9  лет,  затем в  Северо-Осетинской  медицинской  академии  (опыт 18 лет) нами  накапливался  достаточно весомый  опыт  совершенствования педагогического  процесса  и  его  внедрения  в   пpaктику  последипломного  образования. Если на начальном  этапе  в сферу нашей  деятельности  попадали  врачи  из  всех союзных  республик, то в  последующем  подобная  работа  стала  распространяться только  на  регион  Северного Кавказа. За  этот  период  нами были  апробированы  и  освоены  все  профили  обучения  - специализация, общее и  тематическое  усовершенствование, декадники, а  в  последние  годы курсы  сертификации  специалистов. Основным  объектом работы  кафедры  являются патология  органов дыхания (пульмонология, фтизиатрия  тоpaкальная  oнкoлoгия), аллергология и клиническая  иммунология и др. В  этом  аспекте  обучение врачей  в  основном  производилась  на  основе  унифицированных и  типовых  программ, утвержденных МЗ РФ. В  соответствии с ними  профессиональная переподготовка врачей производилась раз  в  пятилетие. При этом цикловыми  программами трафаретно  предусматривалось преподавание теории  и пpaктики  строго  по  профилю  дисциплины. Однако  жизнь  и  развитие науки  вносили  в учебный  процесс  новые коррективы, потребовалась более углубленная  подготовка  специалистов с расширением  диапазона  врачебного  мышления, с  задачей  активного  внедрения более совершенных  способов  оказания  действенной  помощи больным  на  базе  достижений  современной  медицины. В пpaктических  же условиях узкая  направленность клинического отделения  базового  лечебного учреждения  не  может  укладываться в  рамки одной патологии. В  связи  с  этим высококвалифицированная помощь  больным возможна  только  при  глубоком знании  профильной патологии,  а также  при  достаточной  компетентности в  понимании  сопутствующих болезней и состояниях, которые нередко  бывают взаимообусловленными. В этом  плане  требуется четкое  позиционирование в  сложных вопросах  дифференциальной  диагностики, понимание  прогноза  и  обоснованного  выбора  лекарственной и других  видов  нефармакологической  терапии  и реабилитации. Несмотря  на  оправданность разовых  консультаций  смежников  современный  врач  помимо достаточного  знания  своей  специальности  должен  квалифицированно  знать близкие  по  профилю  и  часто  встречающиеся   видов  патологии. От  современного  врача также требуется  знание   передовых,  достаточно апробированных лечебно- диагностических  и восстановительных пособий. В условиях  современных  средств продвижения  фармпрепаратов  малокомпетентный  врач  может легко  заблyдиться  в  лекарственных  «джунглях». С учетом  этого помимо достаточного  знания  основного  профиля своей  профессии новацией  на  кафедре  признано  овладение  другой, наиболее актуальной для  лечебного и  педагогического  процесса  специальностью. Таким  образом, сотрудниками  кафедры  были  достаточно  емко  освоены на  центральных  базах общая  и  лабораторная  аллергология  и  иммунология,  лучевая  диагностика, клиническая  эндоскопия, физиотерапия, тоpaкальная  хирургия, онкопатология  органов  дыхания,  лазеротерапия  и др. Пpaктика  последних  лет  и  результаты  деятельности  кафедры подтвердили  правильность  избранной  тактики. Дополнительная  специализация  каждого  из  преподавателей и последующая их интеграция  в  лечебно-диагностическом  и  учебном  процессах значительно  повысили эффективность и  результативность  подготовки  слушателей, а также  приоритет  клинического отделения. В  реализации учебного процесса в виде семинар-конференций, семинар -дискуссий, мозгового  штурма, клинических  разборов и тематических обходов использовались также защита слушателями учебно-исследовательских работ,  симпозиумы  по  обмену  опытом  и др. Наряду с расширением диапазона  теоретической  подготовки достигалась масштабность  в  пpaктическом  освоении  новых  методологий  необходимых  квалифицированному  специалисту. Повышению  качества обучения слушателей, как  показывает  опыт, также  способствуют технологически  более  совершенные  аудио-визуальные  средства  (дистанционная  проекция  рентгено- и  томограмм, сменная  графическая  информация и др.), а также  такие технические  средства, как тематические видеофильмы (часть собственного производства), мультимедийные  сюжеты, аудиосопровождения, видеоповтор и  обсуждение клинического обхода  и др. При этом следует отметить владение этими средствами обучения каждым преподавателем. В лечебно-диагностическую  работу  клинического  отделения  и  в сам  учебный  процесс  внедряем  комплексирование на принципе постоянного  сотрудничества с высококвалифицированными  специалистами  базовой  клинической  больницы. Такое комплексирование с участием слушателей  всегда  обеспечивает достоверную диагностику и  дифференциальную диагностику в  наиболее  сложных случаях. Подобный вид рабочего комплексирования  в клинике  и  в  учебном  процессе  наиболее  часто нами  реализуется с эндоскопистами, гастроэнтерологами, специалистами по  ультразвуковой  диагностике, эхокардиографии, oнкoлoгами и др. В результате  повышается  фактическая  ценность обучения, качество, своевременность и  уровень  оказываемой  помощи  больным. Такое  комплексирование всегда  повышает информативность учебного  материала. Этому  способствуют  еженедельные конференции  по  обмену  опытом, а также  ежедневный  контроль  по  реализации методов  диагностики  и лечения. Как  правило,  в них активное  участие  принимают слушатели, лечащие  врачи  и кураторы. В  современных  условиях получение  новой  информации немыслимо  без  привлечения  интернет-материалов. Более  45%  слушателей  в подготовке к занятиям используют  интернет-сайты, несколько  реже  информацию  извлекают  из  системы  Медлайн. В  пpaктику последипломного обучения  включаем  и очно-заочную  форму  организации  учебного  процесса. Ежегодное  проведения двух  таких  циклов расширило  сферу  вовлечения  врачей  в  учебный  процесс  без   ущерба  для  работы пpaктического  учреждения. При  этом  четко  контролировалась  самостоятельная работа  слушателей  по  конкретным  заданиям  апробированной  нами  программе. С  целью  совмещения обучения  с  конкретными  условиями  работы  врачей, приближения  учебного  процесса к  реальной  ситуации  в лечебном  учреждении, а  также  внедрения новых  методик  нами проводятся   выездные  циклы  усовершенствования. Их перспективность несомненна и экономически  целесообразна. За последнее  время  подобные  циклы нами  были  проведены в больнично-поликлинических  Центрах  Беслана, Алагира, Октябрьской  ЦРБ  и др. Важное  значение  имеет также  факт  региональной  близости учебной  базы и лечебно-профилактических  структур,  знание ситуации по  здравоохранению  в  зоне  возможного  влияния,  оснащенности  аппаратурой пpaктических  учреждений, возможности  выработки  совместных  мероприятий  по улучшению общей  и  специализированной медицинской  помощи  населению  и  как  конечная  цель повысить  эффективность работы врачей  и самого  лечебного  учреждения. Важно  также, что  подобная  организация последипломного  образования в  регионе  экономически  целесообразна (значительно сокращаются  комaндировочные  расходы, нет  отрыва  от  производственной базы,  сохраняется  семейный комфорт  и др.). Следует  отметить и  высокую  эффективность  участия  преподавательского  звена в международных и российских  конгрессах, съездах и  конференциях. Комплексирование  в научной работе  позволяет  представлять на  таких  форумах  результаты  научной  работы. Кроме того, участники  этих  мероприятий  получают  новую весьма необходимую информацию, которая реализуется как в научно-исследовательской  работе, так и  в учебном  процессе. По  нашему мнению, такая  форма  получения  ценных  научных  сведений  должна  поощряться  и быть обязательной  для  преподавателей  кафедр. В  резюме следует отметить, что по  разработанным  учебным  программам  и  с учетом  перспектив  и  потребностей  пpaктического  здравоохранения  ежегодно  нами  подготавливается до  300  слушателей. Только  за  последние 5 лет  последипломное  образование  на кафедре получило около  1500  слушателей. При  этом  значительное  внимание  уделяется  обучению клинических  ординаторов и интернов  всех  профилей. Исходное и  заключительное  тестирование знаний врачей достоверно  подтверждает  перспективность избранной  нами  тактики  по  специализации  и интеграции в  учебном  процессе. По мере накопления  опыта  возможно  выработать новые  стандарты  повышения  квалификации врачей  и  такая  педагогическая  модификация  должна  совершенствоваться и  дополняться с  учетом  достижений  медицины  и научно-технического  прогресса.



Закономерности экспертных оценок о сотрудничестве России и Европейского Союза в сфере образования

Закономерности экспертных оценок о сотрудничестве России и Европейского Союза в сфере образования Реформы в образовании ума человека происходят всегда до новых циклов экономического возрождения из кризисов. Это запаздывание весьма большое у России. В развитых странах цикл реформ в образовании начинается за 3–5 лет до начала экономических реформ. Но в России долго запрягают, а потом несутся напролом, на авось. Поэтому колебательное возмущение мнений экспертов превалирует над постоянством, – менталитет очень неровный. Предлагается принципиально новая методика, основанная на анализе устойчивых закономерностей с волновыми составляющими и полученная по конкретным экспертным оценкам. Цель статьи – кратко показать возможности методологии идентификации свойств поведения у групп экспертов, как неких условных популяций много знающих и оценивающих людей, а также привести критерии поведенческой динамики по тем или иным экспертным оценкам об интернационализации российского образования. ...

18 04 2024 8:30:30

МАРГАНЕЦ В ПОРОДАХ, ПОЧВАХ, РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЮЖНОГО СКЛОНА БОЛЬШОГО КАВКАЗА

МАРГАНЕЦ В ПОРОДАХ, ПОЧВАХ, РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЮЖНОГО СКЛОНА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Выявлены особенности распределения Mn в породах, почвах, в дикорастущей растительности, в кормовой и плодово-овощной растительности агроландшафтов и в растительности колчеданных месторождений. ...

12 04 2024 16:35:43

ИРКУТСКАЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ИРКУТСКАЯ  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ Статья в формате PDF 1481 KB...

09 04 2024 13:55:33

О ДВИЖЕНИИ ЗЕМЛИ

Статья в формате PDF 129 KB...

08 04 2024 2:56:37

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА»

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА» Статья в формате PDF 311 KB...

06 04 2024 22:58:17

ЛАЗЕРНОЕ РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЛАЗЕРНОЕ РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ВЕРХНИХ  ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Изучено влияние низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) красного и инфpaкрасного спектров на структурно - функциональное состояние слизистой оболочки верхних дыхательных путей ( ВДП) у детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Полученные результаты исследований позволили обосновать применение НИЛИ для коррекции нарушений местных факторов защиты. Низкоинтенсивная лазерная реабилитация (НИЛР) обеспечила нормализацию и повышение цитофизиологических показателей, и снижение цитопатологических величин. Доказано ремоделирующее действие НИЛИ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Эффективность НИЛР связана с ремоделированием слизистой оболочки ВДП. ...

02 04 2024 9:49:30

35 ОНТОМОРФОГЕНЕЗ ВЯЗЕЛЯ РАЗНОЦВЕТНОГО

35 ОНТОМОРФОГЕНЕЗ ВЯЗЕЛЯ РАЗНОЦВЕТНОГО Статья в формате PDF 90 KB...

30 03 2024 11:13:37

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ)

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ) Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...

22 03 2024 22:23:30

МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ «ДИАБЕТИЧЕСКИЙ»

МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ «ДИАБЕТИЧЕСКИЙ» Статья в формате PDF 244 KB...

20 03 2024 14:18:26

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

16 03 2024 14:51:31

ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Статья в формате PDF 125 KB...

13 03 2024 19:38:23

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОКОЛЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОКОЛЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Статья в формате PDF 103 KB...

11 03 2024 15:53:40

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::