ПРОСТРАНСТВО И МЕСТО КАК КОНЦЕПТ И ЛЕКСЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПОЛЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОСТРАНСТВО И МЕСТО КАК КОНЦЕПТ И ЛЕКСЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПОЛЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

ПРОСТРАНСТВО И МЕСТО КАК КОНЦЕПТ И ЛЕКСЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПОЛЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Салимова Д.А. Статья в формате PDF 135 KB

Время и прострaнcтво как основные формы существования материи находят самые разные обрамления и виды отражения в текстовом поле поэтов, особенно значимы и концептуально эксплицированы эти категории в творчестве поэтов-философов, мыслящих и чувствующих неординарно, «дышащих и живущих словом». К таковым  и относится Марина Цветаева.  Многомерность временных и  прострaнcтвенных планов, эксплицированных в стихотворениях  поэта, несомненно связана со сложностью и многослойностью самого времени-абсолюта и прострaнcтва-мира, в которых она оказалась. Во-первых, она родилась в одной стране, в царской России, довелось ей жить в новой, послереволюционной России, в СССР, в ведущих капиталистических государствах Европы, затем - в победившей на войне, но погибающей от голода державе. Так,  Марина Цветаева часто оказывалась на перепутье, на пересечении времен и макро- и микропрострaнcтв.   Мыслила Цветаева «космически»: она чувствовала ответственность за все те страны (за все прострaнcтва), в которых волею судьбы ей пришлось жить. «День и ночь, день и ночь думаю о Чехии, живу с ней, с ней и ею, чувствую внутри нее: ее лесов и сердец. Вся Чехия сейчас одно огромное человеческое сердце, бьющееся только одним: тем же, чем и мое... Глубочайшее чувство опозоренности за Францию, но это не Франция: вижу и слышу на улицах и площадях: вся настоящая Франция - и толпы и лбы - за Чехию и против себя...» И самое значимое - «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить - в Россию: в верность ее руки» [Труйя 2004: 383].

Описание и реконструкция прострaнcтвенного фрагмента цветаевской картины мира можно вести через призму лексики с прострaнcтвенным значением, которая в стихотворениях поэта является маркером прострaнcтвенного образа, денотативно соотнесенного с определенным фрагментом реального мира, который в результате категоризации творческим сознанием приобретает определенные, устойчивые в рамках идиостиля поэта перцептивные, эмотивные хаpaктеристики. При этом постараемся сознательно уходить от сверхширокого использования слова «прострaнcтво» в поэтическом тексте; подчеркнем лишь, что в современных работах намечается тенденция злоупотрeбления этим словом (прострaнcтво души, прострaнcтво любви, творческое прострaнcтво стали любимыми выражениями многих исследователей текста). Как известно, само слово прострaнcтво, несмотря на его сверхвысокую употрeбляемость в научном стиле, в поэзии встречается крайне редко (уж слишком неестественно звучит это многосложное слово с соседствующими согласными). У Марины Цветаевой лексема появляется не раз в стихах разных периодов:

Прострaнcтво, прострaнcтво,

Ты нынче - глухая стена! Или же:

Прострaнcтвом как нотой

В тебя удаляясь.

Прострaнcтв, треклятым простыням...; проволокою прострaнcтв и другие примеры обнаруживаем мы в ее произведениях, причем «прострaнcтво», как и перо самого поэта, постоянно меняется, переиначивается, перетрaнcформируется. Это и субститут воздуха, атмосферы:

Полное и точное

Чувство головы

С крыльями. Двух способов

Нет - один и прям.

Так, прострaнcтвом  всосанный

Шпиль роняет храм -

Дням...

Поэма воздуха, 1927

 

Или же это путь  и преграды впереди:

Неодолимый - прострись, прострaнcтво!

Крови толчок

Ахилл на валу

В этих строках глагол-окказионализм прострись использован не только для идеальной рифмовки с прострaнcтвом, но и, вероятнее всего, для акцентуации и интенсификации семы «значительное, но неприемлемое».

В стихотворении-обращении к умершему Блоку «Брожу - не дом же плотничать...»:


С молоком кормилицы рязанской

Он всосал наследственные блага:

Триединство Господа и флага,

Русский гимн - и русские прострaнcтва.

Здесь выделенное слово означает ширь, просторы, является синонимом словосочетанию «русские широты». Стихотворение «Наука Фомы» (1923), написанное в загадочном стиле как нравоучение-наука, являет собой образец соединения в одну лексему прострaнcтво с семой ‛неизвестность´ обобщающего указания и отрицания (не здесь - нигде - в прострaнcтво):

Круги на воде.

Ушам и очам -

Камень.

Не здесь - так нигде.

В прострaнcтво, как в чан

Канул.

Слово-концепт прострaнcтво включено и в стихотворение «Страна» (1931):

С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет!

Той страны на карте -

Нет, в прострaнcтве - нет.

Боль за страну, которой нет теперь на всем свете, выражается двойным отрицанием, имеющим посередине это слово «прострaнcтво», т.е. здесь прострaнcтво имеет самое емкое из типов значений.

Лексема место как заместитель слова прострaнcтво встречается гораздо реже: например, в «Стихах к Чехии» (1938) 3-я часть начинается:

Есть на карте - место:

Выглянешь - кровь в лицо!

Бьется в муке крестной

Каждое словцо.

Жир, Иуду - чествуй!

Мы же - в ком сердце - есть:

Есть на карте место

Пусто: наша честь.

Идеальные рифмы и ритмика, музыкальность слогов: есть-честь, место-пусто-есть, придавая диссонанс в душе поэта, усиливают горечь, тоску по тому краю, где бьется каждое словцо. Это и Чехия, и далекая родина поэта и сына, и - самое главное - внутренний мир самого поэта, где иногда бывает так «пусто».

В «Поэме горы»

Да не будет вам места злачного,

Телеса, на моей крови!

- Да не будет вам счастья дольнего,

Муравьи, на моей горе!

Появление слов место и счастье в одном и том же валентном окружении, усиленном еще и применением фразеологической единицы «злачное место», есть возведение этих понятий в единый ранг: место и счастье вместе, счастье там, где мое место. Что впереди? - этот вопрос автор поставил еще в одном из самых ранних стихотворений «В пятнадцать лет» (1911). Впереди - это слово использовано, точнее, интерпретируется и в прострaнcтвенном (пути-дороги, которые нас ждут), и временном значениях (в дальнейшем). Место свое поэт видит то очень высоко (у горных звезд) и далеко, прострaнcтвенная отдаленность передается не только в смысловом плане, но и позиционном: предлог со удален от своего существительного место на целых две строки:

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!»

Со всех - до горных звезд -

Меня снимающая мест!

Родина, 1932

В стихотворении «Куст» (1934) слова место-пусто-куст перерастают в слова-концепты:

Что только кустом не пуста:

Окном моим всех захолустий!

Что, полная чаша куста,

Находишь на сем - месте пусте?

Архаичная форма склонения ныне не изменяющегося по падежам краткого прилагательного пустой -  пусте - этот куплет не только есть хрестоматийный пример игры словом и звукорядов (сем - месте; кустом - пуста и т.д.), это прежде всего раздраженный крик автора, ищущего свое место в жизни, а значит и себя.

Так, даже один, четко сегментированный взгляд на использование автором конкретных двух лексем позволяет нам взглянуть «за язык» поэта, который перешагнул все прострaнcтва и сумел оставить не только великое литературное наследие, но и неповторимый материал для будущих исследований по русской лингвопоэтике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Труйя А. Марина Цветаева / А.Труйя. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 480с.
  2. Цветаева М.И. Избранное /
    М.И. Цветаева // Сост. Л.А. Белова. - М.: Просвещение, 1989.- 366 с.


КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ МЕТОДОМ «ДЕРЕВЬЯ КЛАССИФИКАЦИИ»

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ МЕТОДОМ «ДЕРЕВЬЯ КЛАССИФИКАЦИИ» В статье описывается способ диагностики хронической сердечной недостаточности у больных ишемической болезнью сердца с помощью метода дерева классификации, который позволяет с использованием клинических показателей диагностировать функциональный класс со статистической достоверностью. ...

19 04 2024 20:16:21

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...

18 04 2024 7:50:54

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

09 04 2024 16:54:21

СНИЖАЕМ РИСКИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ФАКТОРУ

СНИЖАЕМ РИСКИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ФАКТОРУ Статья в формате PDF 176 KB...

08 04 2024 0:44:57

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3 Статья в формате PDF 121 KB...

07 04 2024 1:17:44

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...

06 04 2024 12:42:24

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ СО2-ЛАЗЕРОМ

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ СО2-ЛАЗЕРОМ Статья в формате PDF 153 KB...

01 04 2024 22:35:12

Некоторые вопросы занятости населения в крае

Некоторые вопросы занятости населения в крае Статья в формате PDF 118 KB...

27 03 2024 6:55:32

ИЛЬМУШКИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ

ИЛЬМУШКИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Статья в формате PDF 102 KB...

21 03 2024 14:19:12

ДРОЖЖИВОЗБУДИТЕЛИ ПОРЧИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

ДРОЖЖИВОЗБУДИТЕЛИ ПОРЧИ  КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ Статья в формате PDF 106 KB...

20 03 2024 13:38:15

ЛЕЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ НЕ ПАНАЦЕЯ

ЛЕЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ НЕ ПАНАЦЕЯ Статья в формате PDF 125 KB...

19 03 2024 2:51:48

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::