ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИКОНОПИСНОГО КАНОНА В ПРАВОСЛАВИИ
Каноничность присуща всем видам искусства во все времена. Различия наблюдаются лишь в уровне каноничности, в силе и широте охвата каноном искусства той или иной эпохи.
Особенно заметно тяготение к художественному канону в культурах, сформировавшихся на базе религиозного мировоззрения. Строгая каноничность византийской иконописи в течение долгого времени оценивалась только отрицательно. Отрицательная оценка роли канона в византийском искусстве механически переносилась и на русскую иконопись. Канон считался оковами для художника. Такое представление о каноне преобладало в искусствоведении до конца XIX века. Можно предположить, что, среди прочего, оно определялось пониманием иконописного канона, как эстетической, прежде всего, категории.
В трудах исследователей иконописный канон осмысливается как многослойная структура, состоящая из трех основных уровней. Самым глубоким, нижним уровнем являются богословско-догматические положения, касающиеся представлений о мире и вере. Этим «ядром» канона определяется система принципов создания живописного образа и система профессиональных и технических приемов, предшествующая созданию образа (пост, молитва, покаяние, изучение священных текстов, иконописных подлинников). Для церковного канонического искусства хаpaктерно единство всех уровней канона.
В конце XIX и начале XX веков отношение к канону меняется. Впервые наиболее ясно было сформулировано и обосновано утверждение, что канон - не оковы, а свобода, отцом Павлом Флоренским [1]. Он в своей интерпретации канона делает акцент на положительных сторонах канонических форм. Канон предполагает предварительное осмысление, осознание его как единственно возможной формы для данного содержания, его внутренней необходимости, а также осознание его как творческой свободы, преобразование его во «внутренний канон». Синергийность канона проявляется во внутренней его таинственной жизни; воспринятый только внешне и формально канон теряет свою синергию, превращение же его во внутренний канон, его интериоризация открывает перед человеком глубины Боговедения. Поэтому иконописный канон, сформировавшийся на восточнохристианской почве под влиянием исихазма и существующий в рамках православного мировоззрения, скорее мировоззренческая категория, чем эстетическая. Иконопись «есть выражение Православия с его догматическим нравственным учением..., раскрытие жизни во Христе и тайн домостроительства Божия о спасении людей» [2].
Икона является образным выражением аскетического опыта Православия. Ее созидательная роль заключается не только в научении христианской вере, но в формировании всего человека. Содержание иконы раскрывается как духовное руководство на пути христианской жизни, и в частности в молитве: она указывает верующим, как должно держать себя в молитве, во-первых, по отношению к Богу, а во-вторых, по отношению к окружающему миру. Молясь перед иконой, или даже просто глядя на ее, мы имеем наглядное напоминание, что человек должен стараться сохранить свое тело в чистоте от пороков и «всякой скверны», помня, что тело воскреснет в день суда. И это все для того, чтобы, стоя перед иконой, человек стремился бы к тому, чтобы тело его, при помощи благодати Духа Святого, приобретало навык держать себя в порядке, как и тело изображенного на иконе святого, глаза «смотрели с чистотою», уши «слушали в мире» и т.д., и «сердце не помышляло лукаво» [3]. Этот этический аспект содержания иконы нашел свое выражение в требованиях отказа от натурализма при изображении фигур, органов чувств, что подчеркивает бесстрастность, глухоту ко всему мирскому и пристальное внимание к духовому внутреннему миру. Часто святых прорисовывают сухими чертами, стремясь направить взгляд зрителя вовнутрь. Золотой нимб вокруг головы символизирует сияние Божественного Света в изображаемом святом, живущем в тесной близости с Богом. Икона стремится показать действие Святого Духа на человека, проявляющееся в уподоблении Богу. Колорит, избираемый иконописцами, подчеркивает отрешенность, «удаленность» от натуры.
Так, через образ Церковь стремится помочь человеку, воссоздать искаженную грехом падшую природу. Икона наглядно открывает ту свободу от страстей, те этические идеалы, о которых говорили отцы Церкви. Цель ее - направить чувства, ум и всю человеческую природу к ее истинной цели - на путь преображения.
Список литературы
1. Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение Истины. - М., 1914.
2. Евдокимов П. Н. Искусство иконы. Богословие красоты. - Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2007. - С. 228.
3. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. - М.: Паломник, 2001. - С. 144.
12 03 2025 21:43:14
Статья в формате PDF
124 KB...
10 03 2025 20:56:42
Статья в формате PDF
130 KB...
09 03 2025 8:48:48
Статья в формате PDF
135 KB...
08 03 2025 19:48:23
Статья в формате PDF
126 KB...
06 03 2025 13:17:34
Статья в формате PDF 250 KB...
04 03 2025 18:12:43
Статья в формате PDF
110 KB...
03 03 2025 23:21:50
Статья в формате PDF
319 KB...
02 03 2025 17:35:52
Статья в формате PDF
109 KB...
01 03 2025 8:51:53
Статья в формате PDF
260 KB...
28 02 2025 18:34:26
Статья в формате PDF
105 KB...
27 02 2025 7:30:11
Статья в формате PDF
110 KB...
25 02 2025 20:21:42
Статья в формате PDF
263 KB...
24 02 2025 1:50:56
Предложены принципы подбора целевых пород, рекомендуемых для выращивания при рекультивации земель в условиях Олюторского района Камчатского края.
...
23 02 2025 15:56:47
Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека.
...
19 02 2025 5:45:39
Статья в формате PDF
355 KB...
18 02 2025 14:37:25
Статья в формате PDF
238 KB...
17 02 2025 0:58:51
Статья в формате PDF
108 KB...
16 02 2025 9:37:49
Статья в формате PDF
420 KB...
13 02 2025 16:27:48
Статья в формате PDF
106 KB...
12 02 2025 23:21:58
Статья в формате PDF
115 KB...
11 02 2025 21:57:25
Статья в формате PDF
148 KB...
10 02 2025 20:21:33
Статья в формате PDF
111 KB...
09 02 2025 0:55:18
В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения пoлoвых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гумopaльного иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса.
...
08 02 2025 21:16:50
На основе собственных фактических данных, полученных в процессе длительных наблюдений (1982-2000 гг.) за качественным состоянием каспийских осетровых, выявлена прострaнcтвенно-временная динамика патоморфологических и функциональных нарушений во внутренних органах рыб. С позиций современной патологии, регенерации экологическая и физиологическая пластичность современных каспийских осетровых рассматривается в связи с адаптивной модификацией и нормой реакции.
Обсуждаются вопросы дальнейшего изучения механизма регенерации в связи с известной гипотезой о существовании креаторной системы, выполняющей в организме регуляцию функциональной зависимости между клетками и органами.
...
07 02 2025 2:21:25
Статья в формате PDF
140 KB...
06 02 2025 3:43:28
Статья в формате PDF
109 KB...
05 02 2025 1:16:45
Статья в формате PDF
104 KB...
04 02 2025 20:33:28
Статья в формате PDF
110 KB...
03 02 2025 16:22:47
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::