ПОИСКОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПОИСКОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

ПОИСКОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Быков Е.С. Статья в формате PDF 275 KB

На современном этапе развития общества и системы российского образования патриотическое воспитание студентов представляется нам весьма важной и актуальной проблемой. Её актуальность определяется целым рядом факторов:

1) ослабление влияния СМИ, культуры, искусства и литературы на формирование патриотических идей взглядов, развитие патриотических чувств и сознания;

2) рост межнациональных конфликтов, порождающих неприязнь народов друг к другу, нежелание признать право других народов на свободу, независимость, суверенитет;

3) ослабление личной мотивации студентов в самовоспитании патриотического сознания, своего гражданского долга - защищать свою Родину, чувствовать ответственность перед Отечеством и российским народом, пропагандировать опыт построения интернациональных отношений, уважения к другим странам и народам;

4) слабо организованное патриотическое воспитание молодежи в вузах, выхолащивание из учебных программ гуманитарных дисциплин тем патриотического воспитания.

В то же время педагогический вуз, как ни какой другой должен проводить целенаправленную и систематическую работу по патриотическому воспитанию студентов, решая две важные задачи:

1) формирование собственного сознания, которое определяет повседневную деятельность, отражается на хаpaктере отношений к Родине, Отечеству, способствует развитию сущностных сил личности;

2) формирование готовности будущих учителей к реализации патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ, которое является неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов.

Следует отметить, что сущность понятия «патриотизм» в настоящее время в литературе определена достаточно четко. Так, в Словаре иностранных слов «патриотизм» в переводе с греческого (patris) означает родину, отечество; предполагает любовь к родине, преданность своему Отечеству и народу [4, с. 376].

Анализ мнений разных ученых относительно категории патриотизма позволил установить, что его сущность определяется следующими признаками:

1) глубокое чувство любви и верности своей Родине, народу;

2) деятельность каждого человека направлена на благо своей страны, народа, всей планеты и всего человечества;

3) готовность защищать Родину и Отечество, служить им;

4) подчинять свои и групповые интересы интересам страны и народа;

5) готовность к самопожертвованию во имя Отечества и народа;

6) привязанность к месту жительства.

Патриотизм хаpaктерен для конкретного человека, которого принято называть патриотом. В переводе с греческого, патриот - это земляк, соотечественник, человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиг во имя интересов своей Родины, отечества и народа.

В Словаре русского языка В.И. Даля, патриот - рассматривается, как «...любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1, с. 453]. С.И. Ожегов понимает под патриотом человека, преданного интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь [2, с. 426].

На современном этапе развития общества наша страна как никогда нуждается в воспитании граждана-патриота. Это вызывает, в свою очередь, необходимость в специально организованной деятельности, направленной на формирование патриотических качеств личности. Она должна охватывать все слои населения, все возрастные группы, независимо от профессиональной занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе.

Патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, защите их от различных посягательств. В целом патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении.

В настоящее время в России действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу патриотическим воспитанием молодежи. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, - такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, а также появилось множество новых.

В 1997 году постановлением Правительства РФ было создано государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»), целью которого является разработка и реализация «программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного хаpaктера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных орга- нов» [5]. Основным направлением деятельности данной государственной структуры становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы патриотического воспитания граждан, а впоследствии - и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2011-2015 годы. Основные структуры, целью которых является патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно разделить на три группы: государственные, общественно-государственные, и общественные. Примерами первых являются Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых - ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих - различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации.

В данной статье мы хотим более подробно рассмотреть одно из интересных и значимых, с нашей точки зрения, направлений патриотического воспитания, принимающего в последние годы широкий масштаб и популярность среди молодежи. Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе cмepтных медальонов и архивных документов, также деятельность направлена на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи.

К сожалению, поисковые клубы, отряды зачастую сталкиваются со многими проблемами. Так, в материалах Заседания Государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия» [3, с. 16.] отмечаются следующие проблемы, связанные с организацией и проведением работ поисковых организаций:

1) отсутствие комплексной государственной поддержки поискового движения;

2) отсутствие современной нормативно-правовой базы (федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите «Отечества» устарел);

3) отсутствие единого всероссийского координационного информационно-методического центра поискового движения;

4) отсутствие единого архива по развитию и истории поисковых движений в России.

В настоящее время действуют 6 межрегиональных общественных организаций поисковых объединений: «Северо-Запад» (г. Новгород), «Центр России» (г. Калуга), «Союз поисковых отрядов России» (г. Москва), «Север России» (Ленинградская область), «Ратник» (г. Курск), «Южный рубеж» (г. Ростов-на-Дону), а также значительное число отдельных поисковых отрядов или клубов.

В 2000 году по инициативе студентов в Челябинском государственном педагогическом вузе был создан поисковый отряд «ЭТЕРНА», бессменным руководителем которого является Валерий Константинович Ткаченко, человек увлеченный, прекрасно знающий свое дело и небезразличный к судьбам тех, кто не пожалел своей жизни, ради спасения Родины, будущих поколений. Участники поискового отряда «ЭТЕРНА» разыскивают останки без вести пропавших воинов, погибших в Великую отечественную войну.

Первая экспедиция, в которой я принял участие, состоялась 25 апреля 2008 года в Воронежскую область. Это был мой первый опыт поисковой работы. В экспедиции мы столкнулись с трудностями, которые нам преподносила природа - затяжные дожди, снег и несмолкающий ветер. Работа в этих условия была нелегкой, Но, несмотря на все трудности, мы продолжали работать и добились своей цели. В этой, первой для меня экспедиции, было найдено 24 бойца, среди них - комaндующий 5 танковой армией генерал Лезюков. Эта поездка произвела на меня особое впечатления, повысила чувство патриотизма. Я решил, что моя миссия по поисковой работе не закончена. Следующая экспедиция проходила в Невельском районе Псковской области. В ней было найдено 43 бойца. К сожалению, ни одного бойца с именными медальонами мы не нашли. В Новосокольническом районе наша экспедиция вышла на старый блиндаж, в котором находились останки десяти наших солдат.

Впервые за всю историю поисковых отрядов Челябинской области наш отряд принимал участие в подъеме танка Т-34 «Смелый». Танк был обнаружен псковскими поисковиками прошлой зимой. По архивным данным, он участвовал в Великолукской наступательной операции. Затонул в болоте 13 декабря 1942 года во время упopных боев. Экипаж самостоятельно спасся, а танк ушел на дно гусеницами вверх. При поднятии в кабине были обнаружены боеприпасы, они тут же были изъяты и взорваны саперами. Танк был направлен в Псков на реставрацию, с тем, чтобы в дальнейшем возвести его как памятник истории Великой отечественной войны.

Каждыми новыми находками мы дополняем историю нашего поискового отряда, историю нашего Великого и могучего Русского народа. Но, особенно мне запомнилась экспедиция, которая проходила с 22 апреля по 11 мая 2011 года. Место дислокации нашего отряда - деревня Старицы в Себежском районе Псковской области. В этом районе дважды, в 1942 и в 1944 годах, шли ожесточенные бои. В январе 1944 года там проходили бои с целью окружения ленинградской группировки противника. Немцы, боясь, что их окружат, сняли свои войска из-под Сталинграда и бросили на этот рубеж, к южным границам Псковской области. Бои были настолько ожесточенными, что только на одном перешейке между двумя озерами Свибло и Невёдро полегло восемь тысяч советских солдат.

В поисках погибших и без вести пропавших бойцов участвовали отряды из разных городов и регионов России. Поисковые отряды Ханты-Мансийска, Москвы, Пскова, Челябинска. Более 500 ранее не захороненных останков с почестями похоронили в братские могилы. Еще до нашего приезда местные поисковики нашли медаль «За отвагу», установили по номеру медали и по нему фамилию бойца. Это Шишков Сергeй Петрович, уроженец города Мурома Владимирской области.

Следует сказать, что обнаружение медали в поисковом движении считается очень ценной находкой, большой удачей, ведь по ее номеру можно установить фамилию бойца, возможно, найти его родственников. Нашему отряду повезло найти медаль «За отвагу» с номером 595238. По данным Государственного архива мы узнали, что медалью с таким номером был награжден боец отдельной специальной роты Соловьев Василий Федерович, 1914 года рождения, уроженец д. Климовка Невельского р-н Калининская обл. Он служил рядовым, был разведчиком в 72 отдельной разведроты 28 стрелковой дивизии. Медаль осталась в городе Пскове. В этом же окопе, где была обнаружена медаль, мы нашли еще двух бойцов с ложками. На одной из них была выцарапана фамилия и имя хозяина - бойца Нестерова Афанасия. Эти данные были отправлены в архив и опубликованы в газете «Вечерний Челябинск».

Хотя труд поисковиков очень тяжелая физическая нагрузка, в отряде немало дeвyшек, которые участвуют в раскопках наравне с нами, мужчинами. А представьте только, какое это рискованное занятие! Студентам приходится иметь дело с оружием, боеприпасами, оставшимися в земле со времен войны, поэтому миноискатель - привычная вещь в подобных экспедициях. Разделяя принцип «Война не закончена, пока не похоронен последний боец», участники выезжают на поиски, чтобы помочь найти и по-человечески похоронить тех, кто отдал свои жизни за победу, за нас.

На наш, взгляд, именно патриотически-ориентированный поисковый отряд способен взять на себя крайне важную функцию значимой для студентов деятельности. Такая деятельность способна стать фактором развития личностных идеалов и ценностей, позволит жить и выстраивать свою деятельность в соответствии с высоко нравственными и духовными потребностями личности.

Список литературы

1. Даль В.И. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Издательская группа АСТ, 2010. - 815 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург, «Урал-Советы» («Весть»), 1994. - 795 с.

3. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи: материалы заседания Государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия». - М.: Национальный институт развития современной идеологии, 2010. - 17 с.

4. Словарь иностранных слов. - 19-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 621 с.



ОСОБЕННОСТИ УПЛОТНЯЕМОСТИ ДВУХФАЗНЫХ ПОРОШКОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ УПЛОТНЯЕМОСТИ ДВУХФАЗНЫХ ПОРОШКОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В настоящей работе исследована зависимость плотности прессовок на железной, медной и никелевой с различными углерод содержащими порошковыми наполнителями от давления статического прессования. Для всех изучаемых двухфазных порошковых смесей, и для каждой стадии прессования рассчитаны постоянные уплотняемости. Физический смысл постоянных в предложенной работе выяснен. Для каждой стадии прессования определен интервал плотности в зависимости от химического и концентрационного составов порошковой смеси. В работе, приведены данные уплотняемости порошкового тела при приложении давлении прессования в условиях статической нагрузки, используя которые можно объяснить процессы, наблюдаемые в процессе уплотнения порошка. Оценка уплотняемости порошков позволяет составить более эффективную технологию изготовления порошковых изделий с заданными значениями плотности. ...

29 11 2024 22:47:53

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ Статья в формате PDF 120 KB...

20 11 2024 21:23:12

ЗАПАС ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ

ЗАПАС ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ Статья в формате PDF 134 KB...

05 11 2024 6:51:21

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ В статье раскрываются адаптационная деятельность организма, показано, что функциональная система регуляции кровообращения представляет собой многоконтурную, иерархически организованную систему, в которой доминирующая роль отдельных звеньев определяется текущими потребностями организма. ...

04 11 2024 16:49:57

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 151 KB...

29 10 2024 1:18:12

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ Статья в формате PDF 111 KB...

28 10 2024 22:34:53

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МАРШРУТИЗАЦИИ В IP-СЕТЯХ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МАРШРУТИЗАЦИИ В IP-СЕТЯХ Статья в формате PDF 293 KB...

26 10 2024 3:23:12

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ Статья в формате PDF 254 KB...

24 10 2024 3:35:44

ФАЗООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ CuCr2O4 – NiCr2O4 – FeCr2O4

ФАЗООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ CuCr2O4 – NiCr2O4 – FeCr2O4 Статья в формате PDF 113 KB...

23 10 2024 8:48:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::