КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПРОДУКТИВНЫМ И РЕПРОДУКТИВНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Современная ситуация такова, что студенту технических вузов приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться чтобы быть востребованным специалистм, способные работать в условиях жёсткой конкуренции. Креативность позволяет студенту совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. В этой связи особое значение приобретает креативности как фактор, необходимый для успешной реализации профессиональной деятельности.
Креативность - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.
Опираясь на данные исследований В.Н. Дружинина [3] и др., мы можем определить базовое противоречие, связанное с сущностью креативности, как противоречие между продуктивным и репродуктивным компонентами деятельности человека. Нормированная деятельность строится репродуктивно, поскольку достижение уже известных целей предполагает использование уже известных алгоритмов действий. Норма в этом смысле и есть цель, реализованная и зафиксированная в культуре. Когда ситуация деятельности определена, совершение продуктивного действия может оказаться невостребованным как самим субъектом, так и другими людьми, заинтересованными в результатах этой деятельности. Именно это обстоятельство заявляет о себе, когда руководитель требует от подчиненных четкого и неукоснительного выполнения данных инструкций. Ситуация неопределенности возникает, когда известные, проверенные средства прекращают обеспечивать достижение заданной цели. Возникает ситуация, свидетельствующая о необходимости совершения продуктивного действия, направленного на выход за пределы наличной ситуации, на привлечение новых средств. В этом случае деятельность становится продуктивной, так как новая цель, возникшая в этой ситуации, не зафиксирована в опыте субъекта (а возможно, и в культуре) в виде нормы. В данном смысле продуктивное действие - это всегда шаг в неизвестность, выбор из того, чего нет в наличии, но может быть создано в результате продуктивного действия.
Креативность является личностным качеством, которое может быть сформировано на основе способов умственной деятельности будущих инженеров. В его основе лежит объективное противоречие между продуктивным, преобразующим хаpaктером деятельности и ее нормативностью, предполагающей использование (репродукцию) готовых алгоритмов. Данное противоречие разрешается на основе интеграции продуктивного и репродуктивного компонентов деятельности, управляемых особыми видами инженерного мышления - конвергентным и дивергентным. Креативность как личностное качество предполагает, во-первых, сформированность обоих видов мышления инженера, во-вторых, его способность применять конвергентные и дивергентные мыслительные способности в ходе постановки и решения специфических и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Список литература
1. Беляева А.В. Развитие творческой активности студентов при обучении в контексте научно-информационной деятельности. - Ставрополь, 2003. - 23 с.
2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. - М., 2001. - 224 с.
3. Кузьмин С.Ю. Креативность - качество личности, направленное на управление развитием мыслительной // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - Т. 10, № 6. - С. 77-80.
15 02 2025 17:11:27
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные.
...
13 02 2025 6:27:48
Статья в формате PDF
110 KB...
11 02 2025 1:20:18
Статья в формате PDF
268 KB...
09 02 2025 10:20:53
Статья в формате PDF
107 KB...
08 02 2025 3:42:19
Статья в формате PDF
138 KB...
07 02 2025 16:18:30
06 02 2025 20:56:29
Статья в формате PDF
114 KB...
05 02 2025 9:14:18
Статья в формате PDF
279 KB...
03 02 2025 14:25:21
02 02 2025 14:45:54
По комплексу признаков оценили трaнcформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и хаpaктера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трaнcформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы.
...
01 02 2025 13:58:45
Статья в формате PDF
122 KB...
31 01 2025 23:18:27
Данная статья освещает современное состояние антибактериальной терапии ревматизма,которая представляется возможной, благодаря появлению новых антибактериальных препаратов (АБП).
Затронуты способы борьбы с нарастающей резистентностью микроорганизмов к АБП.
...
30 01 2025 22:41:19
Статья в формате PDF
130 KB...
29 01 2025 0:32:56
Статья в формате PDF
100 KB...
28 01 2025 18:17:19
Статья в формате PDF
316 KB...
27 01 2025 15:56:21
Статья в формате PDF
121 KB...
26 01 2025 18:30:29
Статья в формате PDF
544 KB...
25 01 2025 15:47:14
Статья в формате PDF
263 KB...
24 01 2025 10:54:45
Статья в формате PDF
113 KB...
23 01 2025 2:55:27
Проведено исследование хаpaктера образования эритроклазических костномозговых кластеров при лихорадке у лабораторных животных. Установлено, что лихорадка сопровождается увеличением клеточности костного мозга, активацией эритроклазического кластерообразования нейтрофильными миелокариоцитами и макрофагами, сопровождающегося усилением экзоцитарного лизиса эритроцитов в кластерах, то есть увеличением цитолитической активности данных миелокариоцитов.
...
20 01 2025 6:29:46
Статья в формате PDF
498 KB...
19 01 2025 11:12:53
Статья в формате PDF
332 KB...
18 01 2025 7:56:30
Статья в формате PDF
121 KB...
17 01 2025 14:19:41
Статья в формате PDF
249 KB...
16 01 2025 2:21:54
Статья в формате PDF
222 KB...
15 01 2025 12:24:17
Статья в формате PDF
111 KB...
14 01 2025 2:44:21
Статья в формате PDF
100 KB...
12 01 2025 19:15:22
11 01 2025 7:10:54
Статья в формате PDF
118 KB...
09 01 2025 16:18:20
Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность.
...
08 01 2025 4:50:44
Статья в формате PDF
134 KB...
07 01 2025 20:47:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::