ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ

Коростелёв А.И. Коростелёва О.Н. Статья в формате PDF 126 KB

В центре процесса обучения должна всегда находиться познавательная деятельность студентов, без чего преподавателю очень трудно доносить студентам навыки и знания которыми он владеет.

Получения образования, развития и воспитание студентов, подготовка их к сознательному овладению выбранной профессией, а также к творческому труду в полной мере зависит от того, как поставлен учебный процесс в целом (аудитории, техническое и методическое обеспечение, учебные планы и т.д.), каков хаpaктер познавательной деятельности студентов на всём протяжении их учёбы в вузе. При этом учебный процесс будет эффективным в том случае, когда он заинтересовывает, вызывает и организует собственную активную познавательную деятельность студенчества.

Объективные предпосылки в решении поставленных задач - в содержании учебного материала, выбора методов обучения, выборе форм организации учебной деятельности студентов (Киселёв Л.Ю., Кива А.А., Штейнман А.Г., 1987).

Учебный материал - это педагогически правильная, целесообразная система знаний, которая всецело подлежит усвоению студентами. Содержание любого преподаваемого предмета в вузе должны определять следующие принципы и требования с учётом примерных программ, утверждённых Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования:

 - соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологическим процессам, применяемым в соответствующих отраслях, с учётом хаpaктера труда;

 - правильная постановка воспитательного процесса, развивающего обучение и подготовку квалифицированного специалиста;

 - реализация принципов общей и профессиональной дидактики, которые всецело являются научно-технической основой предмета;

 - наличие компонентов, развивающих техническое мышление студентов и способствующих интеллектуализации труда будущих специалистов согласно выбранной профессии.

При определении логической структуры и содержания учебного материала должна быть реализована система дидактических принципов обучения. Анализ тех проблем, которые изучаются ими по профилям их будущих специальностей, и тех мировоззренческих, социально-экономических и общественно-политических проблем, с которыми они встречаются в повседневной жизни: научность обучения; связь теории с производственной деятельностью; профессиональная мобильность; систематичность обучения; прочность усвоения знаний; с учётом настоящего времени - доступность обучения; наглядность обучения.

В процессе обучения студентов любой предмет (дисциплина) выполняет следующие функции:

- обеспечивает усвоение студентами необходимых элементов специфических знаний об общих закономерностях в любой сфере деятельности;

- способствует овладению трудовыми функциями;

- активизирует техническое мышление студентов, воспитывает трудолюбие, уважение к избранной профессии;

- способствует формированию хаpaктера и интеллекта современного специалиста.

Любой предмет, изучаемый студентами в сельскохозяйственном вузе, даёт знания об основах современных технологических процессах, машинах, системах и методах оформления и учёта технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.

Одно из слабых мест современного образования состоит в догматическом хаpaктере преподавания. Его суть в том, что преподаватель даёт материал и через какое-то время требует его воспроизводства (или же повтор слово - в слово, записанное из уст преподавателя). Такой подход к учебному процессу способствует лишь развитию, в лучшем случае, памяти студента, но не способствует развитию его мышления. Наиболее эффективным признаётся обучение с преобладанием проблемного изложения материала. Здесь знание, достигнутое уже человечеством не передаётся студентам в качестве готового набора истин, законов, а как бы приобретается им в процессе познавательной деятельности. Образцом такого подхода к проблеме может выступить диалогический хаpaктер диалектики, предложенный Сократом (Шустов А.Ф., 2005).

В процессе преподавания необходимо показать студентам, как решаются задачи, поставленные перед сельским хозяйством в различных регионах Российской Федерации, раскрыть перспективы развития и значения для сельского хозяйства или отдельно взятой отрасли.

Задача преподавателя так организовать процесс обучения в период ознакомления и изучения предмета, чтобы студенты не только усвоили отдельно взятые темы и весь аспект в целом, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в технологических процессах, отчётности, при обсуждении, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана (межпредметные связи).

Методических приёмов осуществления межпредметных связей в обучении достаточно много. Плодотворной работе по установлению межпредметных связей способствует посещение преподавателями занятий по другим предметам. Однако основная работа по реализации этих связей состоит в психологической и методической подготовке самого преподавателя и всего педагогического коллектива кафедры, факультета и вуза в целом. Смысл в том, что не каждый преподаватель имеет определённый багаж методической подготовки и знание предмета, поэтому не каждый преподаватель пожелает присутствие на своих занятиях других, чтобы «не раскрывать карты», в этом направлении нужно готовиться или переломить психологический дискомфорт. Пpaктически распалась система повышения квалификации и поэтому остаётся лишь уповать на самосознание и самосовершенствование преподавателя в учебной и методической работе.

Существует несколько основных направлений, по которым рекомендуется вести и совершенствовать работу в установлении межпредметных связей: это анамнез и базирование на знаниях, полученных по общеобразовательным дисциплинам - например, использовать философские знания с целью анализа тех проблем, которые изучаются по предметам профессионально-технического цикла, т.е. по профилям их будущих специальностей, и тех мировоззренческих, с которыми они встречаются в повседневной жизни; использование математического аппарата для решения производственных и технологических задач, включая технические средства (счётные машинки, персональный компьютер) для проведения расчётов, составления технологических карт, построения графиков и т.д.; разъяснения биологической и физической сущности различных технологических процессов; использование знаний, полученных студентами по общественным, частным дисциплинам при рассмотрении вопросов технологического процесса, экономической эффективности технологии и организации технологического процесса.

В настоящее время осуществление межпредметных связей - один из основных вопросов современной системы обучения, который должен планомерно внедряться в учебный процесс с активным участием руководителей ВУЗа и тех лиц которые составляют учебные планы. Потому что это дополнительное время преподавателя, которое должно оплачиваться. С другой стороны, совершенствование обучения, повышение эффективности и качества учебного процесса - одна из главных задач преподавателя. Он должен обеспечить максимальное использование учебного времени, научность и последовательность изложения материала, с тем что бы студенты осмысленно его воспринимали, умели анализировать и делать выводы из фактов, доводов и наблюдений. При этом преподаватель должен уметь быстро и объективно определять степень и способность усвоения студентами нового материала.

Это можно осуществить, если факультет или же кафедра имеет эффективные методы активизации учебного процесса, т.е. технические средства обучения, а преподаватель творчески подходит к каждому элементу при проведении занятий.

Подводя итоги, можно кратко сформулировать основные задачи методики обучения различных по специфике предметов, которые вытекают из их сущности и их связей с другими смежными предметами.

1. Определить место учебного предмета (учебной дисциплины) в общей системе подготовки студента для написания дипломной работы в ВУЗе сельскохозяйственного профиля.

2. Отбор познавательного учебного материала в соответствии с примерной программой и специализацией на основе дидактических принципов современной педагогики.

3. Осуществление взаимосвязи данного предмета с другими смежными предметами, а также с пpaктикой передовых предприятий, научных достижений в данной области и научной литературой.

4. Обоснование материально-техничес-кого обеспечения учебного процесса и разработка предъявляемых к нему требований.

5. Построение самостоятельной работы студентов и её обоснование.

6. Разработка учебной и методической литературы.

7. Разработка и совершенствование форм и методов обучения.

8. Изучение, обобщение опыта обучения и постоянное развитие, и совершенствование методики преподавания.

9. Реализация дидактических принципов современной педагогики в процессе обучения.

Переходя к обсуждению методов обучения, т.е. способам совместной деятельности преподавателя и студентов в учебном процессе возникает вопрос - каковы критерии выбора методов обучения? Необходимо сразу отметить, что нет, и не может быть универсального метода, который в равной степени был бы эффективен на всех этапах обучения.

Поэтому при выборе методов обучения в системе высшей школы преподавателю необходимо учитывать связь этих различных методов с целью и содержанием занятия, а также основные требования, которые предъявляются в настоящее время к современному обучению в высшей школе.

Методы обучения определяются также хаpaктером изучаемой дисциплины, содержанием примерной учебной программы и  задачами которые предъявляются к каждому этапу обучения, кроме этого в большей степени определяются наличием оборудования в лаборатории, окружающими условиями - наличие специализированных хозяйств, предприятий для  прохождения производственной пpaктики, индивидуальными особенностями преподавателя и студентов. Исходя из этого право каждого преподавателя - в свободном выборе методов обучения, однако этот выбор должен быть самым оптимальным с учётом нынешней ситуации в образовании и производственных предприятий, где студенты сельскохозяйственного вуза могут закреплять на пpaктике свои знания и обогащать багаж знаний производственными ситуациями. Причём ко всем методам обучения предъявляются два обязательных требования:

- методы должны способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов на лабораторных и пpaктических занятиях;

- методы должны обеспечивать глубокое понимание и усвоение студентами изучаемой темы занятия.

Наиболее полно этим требованиям по нашему мнению отвечает система методов предложенная учёными-дидактами Лернером И.Я. и Скаткиным М.Н., которую можно представить следующим образом:

- Обьяснительно - иллюстративный метод. преподаватель доводит информацию, а студенты воспринимают и запоминают её;

- Репродуктивный метод. Преподаватель с помощью заданий организует работу студентов на занятиях по воспроизведению пройденного материала и способов деятельности. При этом студенты выpaбатывают какой-то образец ответов. Два первых метода совместимы при показе своих знаний студентами.

- Проблемное изложение. Ставится проблема, которая раскрывается преподавателем с учётом логических доводов к возможному решению. Студенты мысленно следят, принимают посильное участие и усваивают этапы решения поставленной проблемы.

- Частично-поисковый метод. преподаватель конструирует учебную проблему, распределяет её на вспомогательные, намечая пути поиска, а сам поиск и выводы делают студенты, при этом мотивируя свои действия. Здесь преподаватель может ориентировать студентов некоторыми продуманными в последовательности вопросами.

- Исследовательский метод. Это способ организации самостоятельной работы студентов, творческой активности по решению новых проблем, которые они находят при изучении проблемы. И только потом, обнаружив эту проблему, скрытую в учебном материале и осознают недостаток своих знаний для её разрешения. Студенты обращаются к преподавателю, и «включается» первый метод. Отсюда следует, что учебный процесс не делится непременно на этапы, в реальной учебной работе все описанные методы сочетаются, переплетаются и чередуются.

Для прочного овладения знаниями и умениями большое значение имеет повторение и закрепление изученного материала. У молодых преподавателей и преподавателей со стажем наиболее распространённый метод для достижения этих целей - устный опрос, - который оправдывает себя не всегда, так как происходит дословное воспроизведение студентами усвоенных знаний. Гораздо лучший эффект даёт применение комментированных и вариативных заданий на карточках, составление обзорных таблиц и схематических записей.

При чтении лекции, проведении пpaктических и лабораторных занятий важная роль должна отводить наглядным пособиям и техническим средствам обучения. Наглядность облегчает познавательную деятельность студентов, развивает их наблюдательность, воображение, память; стимулирует активность, способствует развитию интереса к учёбе. При объяснении нового материала наглядные пособия демонстрируют по ходу изложения так, чтобы сохранилась свежесть первого восприятия; не следует заранее показывать плакат или объемное пособие. Для объяснения материала могут использоваться основные виды наглядных пособий:

- объемные пособия (натуральные образцы - сельхоз животное, машина, тpaктор и т.д., макеты и модели);

- учебные пособия на печатной основе (плакаты, схемы, диаграммы);

- меловой плакат - доска ( т.е. чертёж или схема выполненная на доске в ходе объяснения).

Технические средства обучения - кино, диапроекцию, учебное телевидение, программирующие устройства - называют аудиовизуальными, то есть зрительно звуковыми. Эти средства активизируют учебный процесс, повышая его интенсивность, обеспечивая многокaнaльную подачу информации и усиливая обратную связь. Всё это расширяет методические возможности преподавателя и позволяет экономить учебное время.



ПЕРЕМЕЩЕНИЕ жидких ФРАКЦИЙ В ЖЕЛОБЕ

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ жидких ФРАКЦИЙ В ЖЕЛОБЕ Статья в формате PDF 369 KB...

04 07 2022 6:43:19

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ Статья в формате PDF 123 KB...

03 07 2022 14:50:19

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ Изучены ценопопуляции Pulsatilla multifida на территории Юго-Западной и Западной Якутии. Рассмотрено влияние антропогенного фактора на их состояние ...

02 07 2022 16:32:21

Синтопия пищевода у 8-недельного предплода человека

Синтопия пищевода у 8-недельного предплода человека Статья в формате PDF 103 KB...

01 07 2022 10:24:21

ИНЖЕНЕРНО КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫСИСТЕМЫ XXI ВЕКА

ИНЖЕНЕРНО КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫСИСТЕМЫ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 205 KB...

18 06 2022 10:19:20

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Статья в формате PDF 123 KB...

13 06 2022 23:39:28

ОБ ИСТОРИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

ОБ ИСТОРИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Статья в формате PDF 101 KB...

09 06 2022 17:51:20

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ПОЛА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС С РАЗЛИЧИЯМИ АЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ДОФАМИНА ВТОРОГО ТИПА (DRD2) В ТЕСТЕ ПРИПОДНЯТЫЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ ЛАБИРИНТ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ПОЛА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС С РАЗЛИЧИЯМИ АЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ДОФАМИНА ВТОРОГО ТИПА (DRD2) В ТЕСТЕ ПРИПОДНЯТЫЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ ЛАБИРИНТ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА В работе впервые приведены сведения о пoлoвых особенностях поведения в «приподнятом крестообразном лабиринте» двух групп крыс, гомозиготных по двуаллельному локусу TAG 1A DRD2, а также сравнительный анализ морфометрических хаpaктеристик миндалевидного комплекса мозга ...

08 06 2022 10:24:13

МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК С ЭКСТРАКТОМ ЧАЙНОГО ЛИСТА

МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК С ЭКСТРАКТОМ ЧАЙНОГО ЛИСТА Статья в формате PDF 322 KB...

30 05 2022 11:36:30

К ВОПРОСУ ОБ ЭНДЕМИЧЕСКОМ ЗОБЕ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

К ВОПРОСУ ОБ ЭНДЕМИЧЕСКОМ ЗОБЕ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ Статья в формате PDF 249 KB...

26 05 2022 11:13:16

ОБ АНАЛОГЕ ВТОРОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ОБ АНАЛОГЕ ВТОРОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Дано краткое описание работы тепловой машины, которая подчиняется второму закону термодинамики. Высказана гипотеза, что для человеческого общества справедлив аналогичный закон. Дана формулировка такого закона. Проведена параллель между работой тепловой машины и бизнесом. Сделаны некоторые выводы применительно к жизни человеческого общества. ...

25 05 2022 8:56:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::