ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЮНЫ ПРИ МУКОВИСЦИДОЗЕ У ДЕТЕЙ

Муковисцидоз (МВ) - одно из наиболее частых генетически детерминированных заболеваний - является актуальной проблемой здравоохранения во всем мире. В последние годы наблюдается относительный рост числа больных МВ, что можно связать с увеличением средней продолжительности жизни этих больных за счет постоянно совершенствующихся терапевтических и медико-социальных мероприятий. И все же прогноз для жизни детей, больных МВ, до настоящего времени остается серьезным. Это объясняет неослабеваемый интерес к всестороннему изучению данного заболевания, закономерный поиск безопасных, информативных методик диагностики и динамического контроля при МВ у детей.
В этом плане одним из наиболее перспективных научных направлений, на наш взгляд, является хемилюминесцентное исследование биологических жидкостей при МВ. Метод хемилюминесценции используют для изучения свободнорадикальных процессов в организме, в регуляции которых важное место принадлежит антиокислительному ферменту супероксиддисмутазе (СОД). Добавление СОД приводит к уменьшению суммарной интенсивности хемилюминесценции в изучаемой системе. Таким способом можно определить антирадикальную активность биологических жидкостей. Особый интерес представляет использование слюны в качестве исследуемого материала при МВ у детей. Патогенез поражения органов и систем при МВ связан с выделением экзокринными железами, в т.ч. слюнными, секрета повышенной вязкости. Это дает возможность использовать слюну, как биологическую жидкость, непосредственно хаpaктеризующую патологический процесс.
Нами было проведено динамическое хемилюминесцентное исследование слюны у 30 детей со смешанной формой МВ в возрасте 5-15 лет. Предварительно в качестве контроля хемилюминесцентным методом было обследовано 30 здоровых детей (группа здоровья I) аналогичного возраста. В работе использовали нестимулированную смешанную слюну (ротовую жидкость) ввиду простоты ее получения. Исследование проводилось с помощью медицинского хемилюминометра ХЛМ 1Ц-01 с приставкой для определения активности СОД (А.Н. Пашков, 1992). Интенсивность свободнорадикальных процессов в слюне определяли по степени гашения хемилюминесценции (ГХ) и выражали в процентах.
Среднее значение ГХ у здоровых детей составило 15,68±3,44 % (p<0,05). При этом не было выявлено корреляции между показателями ГХ и возрастом обследуемых детей.
Среднее значение ГХ в период ремиссии МВ составило 55,07±7,93 % (p<0,05). Показатели ГХ колeбaлись в широких пределах в зависимости от тяжести течения заболевания. У детей с легким течением заболевания ГХ составило 47,14-56,80 %, при этом выявлена положительная корреляция между ГХ и возрастом больных. У детей со среднетяжелым течением заболевания ГХ составило 48,95-57,17 %, с тяжелым течением - 50,77-63,02 %, выявлена обратная зависимость между степенью ГХ и возрастом больных.
В период обострения ГХ у детей с легким течением заболевания составило 57,34-61,92 %, при этом положительная корреляционная связь между степенью ГХ и возрастом больных сохранилась. У больных со среднетяжелым течением заболевания ГХ составило 62,82-67,78 %, с тяжелым течением - 66,16-72,30 % с наличием прямой зависимости между ГХ и возрастом больных. Среднее значение ГХ в период обострения МВ составило 64,82±7,48 % (p<0,05).
Все результаты даны в пересчете на 10 мкл биожидкости без разведения.
Таким образом, соотношение ГХ в период ремиссии МВ к ГХ в норме составило 3,51, в период обострения МВ - 4,13. Средний показатель ГХ слюны у детей, больных МВ, в период обострения в 1,15-1,23 выше, чем в период ремиссии, при этом наблюдается тенденция к повышению ГХ с возрастом, нарастанием тяжести течения заболевания. Полученные результаты позволяют рекомендовать хемилюминесцентное исследование слюны в качестве диагностического метода, а также метода динамического контроля при МВ у детей.
Статья в формате PDF
118 KB...
16 11 2025 2:33:44
Статья в формате PDF
119 KB...
15 11 2025 17:56:10
Статья в формате PDF
104 KB...
13 11 2025 8:44:12
Статья в формате PDF
257 KB...
12 11 2025 9:48:44
Статья в формате PDF
109 KB...
11 11 2025 16:46:49
Статья в формате PDF
111 KB...
10 11 2025 8:57:59
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гeнитaлий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности.
...
09 11 2025 12:27:18
Статья в формате PDF
101 KB...
08 11 2025 3:23:36
Статья в формате PDF
111 KB...
07 11 2025 22:47:30
Статья в формате PDF
111 KB...
06 11 2025 6:43:47
При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тpaкта, печени, почек, сердечной мышцы крыс.
...
05 11 2025 21:12:48
Статья в формате PDF
109 KB...
04 11 2025 16:43:19
Исследование факторов тревожности является ключевым подходом к пониманию адаптационных механизмов в норме и дезадаптационных расстройств в случаях доминировании тревожности. Повышенные уровни тревожности чаще выявляются у школьников первых классов и студентов первых курсов. У старших школьников и студентов отмечается снижение уровней тревожности, благодаря механизмам психологической адаптации. Напротив, у преподавателей повышение показателей дезадаптации – невротизации и эмоционального «выгорания», коррелирует со стажем работы. Исследованы информированность молодёжи о наркомании, алкоголизме, здоровом образе жизни и её адаптационная направленность. Полученные данные необходимо учитывать при реформах образовательных программ и стандартов.
...
03 11 2025 10:26:29
Статья в формате PDF
263 KB...
02 11 2025 12:24:15
Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы поддержать в ребенке стремление к освоению высших ценностей, создать условия, в которых ребенок сможет строить свою личность самостоятельно, накапливать индивидуальный познавательный опыт. Физика наряду с другими фундаментальными науками дает возможность развивать творческие способности учащихся, навыки системного мышления.
...
31 10 2025 6:11:21
Статья в формате PDF
138 KB...
30 10 2025 0:48:55
Статья в формате PDF
151 KB...
29 10 2025 9:58:45
Статья в формате PDF
226 KB...
28 10 2025 22:52:16
Статья в формате PDF
278 KB...
26 10 2025 23:46:14
Статья в формате PDF
128 KB...
25 10 2025 6:36:50
Статья в формате PDF
106 KB...
24 10 2025 3:15:47
Статья в формате PDF
100 KB...
23 10 2025 2:49:44
Статья в формате PDF
135 KB...
22 10 2025 17:30:37
Статья в формате PDF
103 KB...
20 10 2025 0:27:29
Статья в формате PDF
586 KB...
19 10 2025 19:27:40
Статья в формате PDF
227 KB...
18 10 2025 23:51:12
Статья в формате PDF
120 KB...
17 10 2025 21:11:29
Статья в формате PDF
245 KB...
16 10 2025 20:41:36
Статья в формате PDF
110 KB...
15 10 2025 10:38:15
Статья в формате PDF
113 KB...
12 10 2025 10:35:15
В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека.
...
10 10 2025 12:29:55
09 10 2025 8:37:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::