ГАРМОНИЯ ДИСCЕРТАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ГАРМОНИЯ ДИСCЕРТАЦИИ

ГАРМОНИЯ ДИСCЕРТАЦИИ

Бондаревский А.С. Статья в формате PDF 207 KB

«Самые главные грани прекрасного, - это порядок, соразмерность, определённость».

Аристотель.

Хотя диссертации и пишутся повсеместно, но делу этому у нас нигде и никто не учит. Множество же претендующих на это пособий носит, в основном, дидактический хаpaктер и потому ориентировано, по существу, не на соискателей и даже не на их руководителей, а, скорее, на неких «руководителей руководителей» - диссертационных методистов. Результат - имеющие место многочисленные нарекания по содержанию диссертаций как научно - квалификационных исследований [1 и др.]. И, прежде всего, - нарекания по семантической (в отличие от морфологической) структуре (ниже, - «структуре») диссертаций.

Целью доклада является изложение подхода к гармонизации диссертаций [подхода к обеспечению их «внутреннего единства», здесь, - максимальной семантической (смысловой) выразительности формы (структуры) диссертации]. Представляется, что путь к этому лежит через «структурирование диссертаций в ключевых понятиях ВАК РФ» [2]. При этом такому структурированию предшествует введение (представление) его алфавита - полного и замкнутого множества1 названных понятий, которые именуются таким нескромным образом, как, по мнению автора, выражающие дух и букву известного «Положения о порядке присуждения учёных степеней» [3] (раздел 1). Само же заявленное структурирование осуществляется в процессе логического увязывания вводимых понятий (раздел 2).

1. Представление полного и замкнутого множества ключевых понятий ВАК РФ:   

1) Тема диссертации. Является совокупностью (&) её объекта исследований и предмета исследований.

2) Название темы диссертации. Название темы является кратким информационным выражением - моделью, носимого ею содержания. Соответственно название темы диссертации является кратким информационным выражением содержания диссертации. В случае диссертации таковым является называние (не раскрытие!) её содержания. Тогда, очевидно, будет достаточным название темы диссертации определить, как совокупность названий её объекта исследований и предмета исследований.

3)  Объект исследований диссертации. Общепризнано, что «объект - это то, что существует вне нас (вне некоего субъекта - А.Б.)» (С. Ожегов). В случае диссертации объект (здесь, - объект исследований) - это то, на что исследования (т.е. усилия соискателя) направлены. Или, точнее, объект исследований диссертации - это то, на что направлено содержание (предмет) этих исследований-усилий. Таким образом, объект исследований диссертации - это то, на что направлен предмет её исследований.

4) Проблемная ситуация в области объекта исследований диссертации. Таковая представляет собой некий негативный прецедент (дисгармонию), определённую нежелательность в свойствах и хаpaктеристиках объекта исследований диссертации. В процессе работы над диссертацией проблемная ситуация в области её объекта исследований подлежит преодолению - преодолению в результате разработки предмета исследований. Далее же следует отметить, что названная проблемная ситуация морфологически представляет собой совокупность определённых проблем применяемости объекта исследований. Эти проблемы заключаются в определённом несоответствии между свойствами объекта исследований диссертации имеющимися и требуемыми. Т.е. заключается в несоответствии между свойствами объекта исследований диссертации до и после её разработки. При этом, забегая вперёд, отметим, что новые научные результаты диссертации как раз и направлены на преодоление названных проблем применяемости объекта её исследований.

5) Предмет исследований диссертаций. В результате отмеченного получается, что предмет исследований диссертации - это то, что направлено на объект исследований для преодоления сложившейся в нём проблемной ситуации.

Пример темы диссертации, объекта исследований диссертации, проблемной ситуации в области объекта исследований диссертации и предмета исследований диссертации.

Рассмотрим такую тему диссертации (в данном случае и название её), как «Технико-экономический синтез систем функционального контроля СБИС». Здесь объектом исследований являются - будем иметь в виду именно такой случай, «системы функционального контроля СБИС» (ниже, - системы ФК), а предметом - «технико-экономический синтез». Соответственно, проблемная ситуация в области объекта исследований в данном случае заключается, например, в том, что «имеющиеся в настоящее время технико - экономические хаpaктеристики систем ФК не удовлетворяют потребностям пpaктики». Что же касается поименованных выше «проблем применяемости объекта исследований», то в данном случае они, очевидно, «привязываются» к названным выше технико - экономическим хаpaктеристикам.

6) Новые научные результаты диссертации. Являются содержанием предмета исследований - в совокупности образуют его. Или, - более конкретизированно, новые научные результаты диссертации - это то, что направлено на преодоление проблемной ситуации в области объекта исследований диссертации, [т.е. направлено на решение (с помощью новых научных результатов диссертации) составляющих проблемную ситуацию проблем применяемости объекта исследований диссертации].

7) Научные положения, выносимые на защиту диссертации. Являются представлением новых научных результатов диссертации в форме, удобной для их публичной защиты. При этом очевидно, что число таких положений не должно превышать число новых научных результатов. И ещё следует отметить, что каждое научное положение, выносимое на защиту диссертации, в грамматическом отношении является не, как это обычно имеет место в авторефератах, одним только подлежащим, а является полноценным (со всеми синтаксическими атрибутами) предложением [(положение) ≡ (предложение)] и, прежде всего, - является сочетанием подлежащего и, обязательно, сказуемого.

8) Значимость новых научных результатов диссертации. Проявляется в результате их позитивного внедрения в теорию и/или пpaктику. В последнем случае - в результате их позитивного внедрения в учебный процесс, промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т.д. Подтверждается актом или справкой, оформляемыми пользователями (заказчиками) внедрения новых научных результатов диссертации.

9) Признание научной общественностью новых научных результатов диссертации.

Проявляется, в частности, благодаря научным публикациям соискателя и, прежде всего, благодаря таковым, содержащимся в изданиях, поименованных в известном Перечне ВАК.

10)  Апробирование новых научных результатов диссертации. Осуществляется в процессе их:

- обсуждения на представительных собраниях специалистов,

- внедрения в теорию и/или пpaктику.

11)  Достоверность новых научных результатов диссертации. Подтверждается в процессе их:   

а) теоретического обоснования - в результате выбора:

- правильных (являющихся истинными) аксиом,

- подходящего математического аппарата и

- корректного использования этого аппарата;

б) натурного (физического) и/или арт (цифрового, аналогового) моделирования - в результате положительности его верификации;

в) внедрения в теорию и/или пpaктику - в результате подтверждения его  значимости (полезности).

12) Актуальность темы диссертации. Заключается в совокупном проявлении:

- значимости выделенной соискателем проблемной ситуация в области объекта исследований диссертации (обосновывается на вербальном уровне) и

- эффективности полученных соискателем новых научных результатов диссертации (обосновывается, например, посредством ссылки на позитивность их внедрения в теорию и/или пpaктику).

13) Научная проблема, решаемая в диссертации. Заключается в необходимости разработки такого предмета исследований (таких новых научных результатов), которые могут преодолеть проблемную ситуацию, сложившуюся в области объекта исследований диссертации.

14) Цель исследований, проводимых в диссертации. Заключается в решении научной проблемы диссертации.

15) Научные задачи и подзадачи, решаемые в диссертации. Их понятия раскрывается в такой стандартной фразе диссертации, как «для достижения цели исследований, проводимых в диссертации, в ней решаются следующие научные задачи и подзадачи». При этом представляется полезным приводить формулировки этих задач и подзадач в однозначное соответствие с таковыми глав и параграфов текста диссертации. Т.е. представляется полезным именовать главы и параграфы текста диссертации точно так же, как именуются и отвечающие им решаемые в диссертации научные задачи и подзадачи.

16)  Методы и аппаратура исследований, проводимых в диссертации. Описываются в качестве одного из проявлений научной квалификации соискателя.

17) Личное участие соискателя в получении новых научных результатов диссертации. Представляется, что одним из его выражений является число единоличных публикований соискателем полученных  научных результатов, а также число единолично проведенных им обсуждений этих результатов на представительных собраниях специалистов.

18) Состав, объём и оформление диссертации. Содержания этого понятия может быть, например, выражено, как «Диссертация:

- состоит из Введения, стольких-то глав основного текста, Заключения, Списка  литературы и стольких-то Приложений.

оформлена по ГОСТ 2.105-95 (в т.ч. Список  литературы - по ГОСТ 7.1-84).

- содержит столько-то страниц текста, столько-то рисунков (иллюстраций), столько-то таблиц и столько-то номинаций использованной литературы».

3. Структурирование диссертации в ключевых понятиях ВАК  РФ.

Осуществляется в процессе логического увязывания раскрытых в разделе 1 ключевых понятий. Выражается следующими суждениями:

Диссертация в целом

Представляет собой совокупность (&) её объекта исследований и предмета исследований. Кстати, по этой причине можно утверждать, что формула диссертации имеет вид:

(Диссертация)  =  (объект исследований)  &  (предмет исследоваий)

где аргументы (объект исследований) и (предмет исследований) могут быть аналогично формализованы через остальные ключевые понятия.

Объект исследований диссертации

2) Это то, на что направлен предмет её исследований.

3) Объект исследований диссертации (поскольку таковой именно диссертации) является носителем некоего негативного прецедента, именуемого проблемной ситуацией. Она-то и представляет собой повод к написанию диссертации. При этом содержанием проблемной ситуации являются так называемые проблемы применяемости объекта исследований. Именно на них и направлен - с целью их преодоления и, таким образом, преодоления проблемной ситуации в целом, предмет исследований.

Предмет исследований диссертации

4) Это то, что направлено на объект исследований, а именно направлено на проблемы его применяемости. Направлено на проблемы применяемости объекта исследований с целью их преодоления и посредством этого, таким образом, - преодоления  проблемной ситуации в целом.

5) Содержанием предмета исследований являются новые научные результаты диссертации. Здесь именно они являются тем, что в составе предмета исследований, будучи соотнесёнными («проблемно-ориентированными») с проблемами применяемости объекта исследований направлены преодоление этих проблем и, таким образом, направлены на преодоление проблемной ситуации в целом.

6) Публичная защита новых научных результатов диссертации осуществляется в форме выносимых на защиту соответствующих положений (здесь, - грамматических предложений, содержащих подлежащее и, главное, сказуемое).

7) Свойствами новых научных результатов диссертации являются:

- значимость для теории и/или пpaктики,  

- признанность научной общественностью,

- апробированность,

- достоверность.

Объект исследований диссертации и (&) предмет исследований диссертации

(«диссертация в целом» - по «гегелевской спирали»).

8) Совокупность (&) - одновременная проявляемость свойств значимости проблемной ситуации в области объекта исследований диссертации и эффективности (позитивности внедрения) новых научных результатов диссертации даёт право считать тему диссертации актуальной.

9) Актуальность темы диссертации является результатом успешного решения научной проблемы диссертации.

10) Успешное решение этой проблемы представляет собой цель исследований, проводимых в диссертации.

11) Цель исследований, проводимых в диссертации, достигается в процессе решения научных задач и подзадач диссертации. А они, в свою очередь, освещаются в одноименных с задачами и подзадачами главах и параграфах текста диссертации.

Далее отметим, что представленные в разделе 1 полное и замкнутое множество ключевых понятий ВАК РФ и, думается, их корректные определёния, а также представленная в разделе 2 вытекающая из этих определений логика связи названных понятий даёт право интерпретировать всё представленное (таким образом, -  систему ключевых понятий ВАК РФ), как заявленную структуру диссертации. При этом, в силу отмеченных выше полноты выделенного множества ключевых понятий ВАК РФ, корректности определения этих понятий и корректности формирования логики их связи, эта структура, как оказывается, приобретает свойство максимальной выразительности. Максимальной выразительности в том смысле, что она, полученная аналитически, в наибольшей степени - по сравнению с существующими эвристическими структурами, выражает содержание диссертации. Далее следует отметить, что пpaктическое использование такой, максимально выразительной, структуры и обеспечивает состояние гармоничности диссертации. Т.е. обеспечивает состояние определённого единства её формы, здесь, - структуры, и содержания (или, как это принято именовать в нормативной документации, обеспечивает состояние «внутреннего единства» диссертации). И ещё, - как одно из подтверждений гармоничности выполненной таким образом диссертации: например, обращается внимание на то, что раздел 1 настоящей работы [при условии его дополнения (сугубо техническая операция) реалиями той или иной диссертации] в точности представляет собой раздел Общая хаpaктеристика работы автореферата диссертации. Что же касается другого раздела автореферата Содержание работы, то он, очевидно, структурируется названиями глав диссертаций (в данном же случае - названиями научных задач, решаемых в диссертации).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Неволин В.Н., Выскуб В.Г. Ответы на вопросы руководителей организаций и диссертационных советов // Бюллетень ВАК. - 2005. - N 5
  2. Бондаревский А.С. Структурирование диссертаций в ключевых понятиях ВАК Министерства образования и науки РФ // Мир образования. - 2005. - N 3
  3. Постановление ПравительстваРФ N 74 от 30.01.02

[1] Здесь свойство полноты понимается в том смысле, что это множество является достаточным для выражения нормируемого [3] содержания диссертаций. В свою очередь, свойство замкнутости понимается в том смысле, что это множество обладает такой особенностью, что все выходящие за его пределы ключевые понятия диссертаций, по существу, уже учтены в вводимых понятиях (могут быть выражены с их помощью).


РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ АЛКЕНОВ: ТОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ АЛКЕНОВ: ТОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 350 KB...

05 12 2024 9:42:48

HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ

HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ У детей установлено существование ассоциативной связи тяжёлого течения атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы с иммуногенетическими параметрами. ...

30 11 2024 1:53:19

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА Задачу формирования интеллекта учащихся призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия». В представленной работе излагаются сведения об основных этапах по подготовке и проведению школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги», которая ежегодно проводится в Лицее № 37 г. Саратова. В рамках конференции каждый учащийся 11 класса защищает выпускную работу по профильному предмету (математике, физике, информатике, химии, биологии и др.). Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям. ...

28 11 2024 19:15:35

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ МОДУЛЯРНОГО ДИЗАЙНА В 3D ПРОСТРАНСТВЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ МОДУЛЯРНОГО ДИЗАЙНА В 3D ПРОСТРАНСТВЕ Обсуждается проблема формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

26 11 2024 16:38:34

НОВАЯ ТЕОРИЯ ФАЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА

НОВАЯ ТЕОРИЯ ФАЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА Сердце – один из самых загадочных органов. Вскрытие грудной полости и рассечение перикарда нарушает целостность сердечной системы, и способность его работать даже в этих условиях приводит к недооценке перикардиальной полости, как важной функциональной пятой камеры сердца. Представленная схема фаз деятельности пятикамерного сердца будет способствовать развитию теории и пpaктики оздоровления человека, спортивной тренировки и лечения болезней сердца. ...

23 11 2024 9:45:43

ВИДЫ ВОДЫ: Н2О, Т2О, D2O

ВИДЫ ВОДЫ: Н2О, Т2О, D2O Статья в формате PDF 321 KB...

17 11 2024 0:10:59

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охаpaктеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...

15 11 2024 23:24:31

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ МАСТОПАТИИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ МАСТОПАТИИ Распространённость мастопатии в популяции может достигать более 70 % и не зависит от этнического фенотипа. 92,5 % пациенток, самостоятельно обратившихся по поводу мастопатии, – это городские жители из социальной категории «служащие» со средним специальным и высшим гуманитарным образованием. Сопутствующие заболевания органов пищеварения и урогeнитaльной системы, а также девиантные психологические черты личности достоверно чаще регистрируются у женщин с мастопатией, чем в контроле. Более 70 % женщин отмечают усиление симптомов мастопатии после обострения соматических заболеваний и нервных стрессов, а более 80 % испытывают психологический дискомфорт от направления в онкодиспансер. Необходимы специализированные маммологические кабинеты при женских консультациях и поликлиниках для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с доброкачественными заболеваниями молочных желез. ...

13 11 2024 8:13:37

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов Cтатья посвящена исследованию влияния хлорида кадмия (0,25 мг/л) и ацетата свинца (0,5 мг/л) на активность катепсина Д в тканях сеголеток карпа. Результаты наших исследований свидетельствуют о наличии тканеспецифичности в изменении активности катепсина Д в ответ на действие ионов тяжелых металлов.Предлагается использовать показатели протеолитических ферментов в тканях рыб в качестве чувствительного теста на загрязнение водной среды ионами тяжелых металлов. ...

10 11 2024 21:22:24

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПЕПТИДЫ ИЗ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ ПОСЛЕ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПЕПТИДЫ ИЗ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ ПОСЛЕ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ Цитомедины – это биологически активные соединения, продуцируемые органами и тканями, способные влиять на течение физиологических и биохимических процессов в организме для поддержания гомеостаза. Экспериментально выявлено, что пептиды (цитомедины), выделенные из тканей печени и сердца животных, влияют на адгезивные свойства клеток крови – увеличивают количество лейкоцитарно-эритроцитарных (ЛЭА), тромбоцитарнo-эритроцитарных (ТЭА) и лимфоцитарно-тромбоцитарных (ЛТА) агрегатов. Феномен лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии является ярким примером тесной взаимосвязи иммунитета и гемостаза, являющихся составными частями единой интегральной клеточно­-гумopaльной системы защиты организма. ...

06 11 2024 0:39:31

ЧЕРЕМНЫХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЧЕРЕМНЫХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 81 KB...

04 11 2024 23:36:31

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбpaковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...

01 11 2024 4:20:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::